Уже в октябре предложения ведомства могут лечь на стол премьер-министру Дмитрию Медведеву. Однако Минфин и страховщики не разделяют эту позицию и поддерживают мораторий на изменение ставок, а Банк России, который теперь отвечает за установление тарифов, никаких инициатив от МЭР пока не получал.
В июле премьер-министр дал сразу два поручения, касающиеся ситуации на рынке ОСОПО. Одно – после встречи с бюро правления РСПП 10 июля, другое – по итогам совещания по вопросам развития черной металлургии 16 июля.
В первом документе Минфину совместно с рядом ведомств было поручено проанализировать практику осуществления ОСОПО и представить предложения о целесообразности корректировки тарифов. По второму поручению Минэкономразвития с рядом ведомств, а также бизнес-сообществом должно провести анализ правоприменительной практики закона об ОСОПО, влияния уровня страховых тарифов на деятельность промышленных предприятий и проработать вопрос по их снижению с 2014 года, при этом срок исполнения поручения установлен до 12 октября.
МИНФИН+СТРАХОВЩИКИ
Позиция Минфина, как в августе сообщал "Прайм", заключалась в том, что статистической информации, достаточной для экономически обоснованной корректировки страховых тарифов, страховые компании и регулирующие органы будут обладать не ранее 2015 года. Ее разделяет и Национальный союз страховщиков ответственности, который считает, что для сбора достоверной статистики необходимо 3-4 года, а на этот период важно "заморозить" какие-либо попытки изменить закон и тарифы.
По оценкам экспертов уровень выплат по ОСОПО в ближайшие годы существенно вырастет. Основными факторами такого роста станут значительное увеличение числа лиц, обращающихся за страховой выплатой в результате аварии на опасном объекте, а также увеличение среднего размера страховой выплаты за вред, причиненный здоровью потерпевших, сообщили агентству "Прайм" в союзе.
НССО при этом считает, что исходить нужно не из вопроса пересмотра тарифов, а из необходимости усовершенствования системы покрытия. "Так, в настоящее время, в частности, обсуждается возможность включения в покрытие экологических рисков – такой запрос получен от Минприроды России. НССО после получения данных об оценке ущерба экологии за прошедшие годы в результате техногенных аварий сформирует рабочую группу, которая сформулирует соответствующие поправки в закон об ОСОПО", - сказал президент НССО Андрей Юрьев.
Минфин в своем докладе в правительство также отметил, что с 1 сентября текущего года полномочия по регулированию данного вида страхования, в частности – установления тарифов и правил страхования – переданы Банку России. "Считали бы целесообразным возложить исполнение задач по уточнению действующих условий обязательного страхования и страховых тарифов <…> на Банк России, которому Минфин России готов передать имеющуюся информацию", - говорилось в документе.
Позиция МЭР, которая будет отражена в ответе на поручение премьер-министра, как полагают опрошенные агентством "Прайм" эксперты, будет совпадать с той позицией, которая была сформулирована ведомством в рамках подготовки Минфином ответа по поручению по итогам встречи с бюро правления РСПП.
В пресс-службе МЭР это предположение подтвердили агентству "Прайм". "Позиция министерства озвучена министром экономического развития Алексеем Улюкаевым в ходе встречи председателя правительства РФ с членами бюро правления РСПП и отражена в письмах Минэкономразвития России в адрес Минфина, подготовленных во исполнение поручений по итогам данной встречи. На настоящий момент каких-либо решений относительно изменения данной позиции руководством министерства не принималось", - говорится в комментарии МЭР.
МЭР в письме, направленном в Минфин, сравнивает полученные по итогам 2012 года страховщиками взносы с уже осуществленными выплатами и заявленными убытками и отмечает, что в случае их полного удовлетворения уровень выплат составит 3,19%, в то время как на выплаты потерпевшим в соответствии с утвержденной тарифной ставкой должно направляться 77% взносов. Для сравнения ведомство приводит другой вид обязательного страхования – ОСАГО, в первый год действия которого выплаты составили 37,5% от собранных взносов.
МЭР прогнозирует, что в среднесрочной перспективе это соотношение взносов и выплат сохранится. "Таким образом, сложившаяся в настоящее время система страхования ввиду несбалансированности экономической модели, лежащей в ее основе, обладает существенным потенциалом для сокращения издержек субъектов предпринимательской деятельности и бюджетов всех уровней, в первую очередь за счет корректировки утвержденных постановлением страховых тарифов", - делает вывод МЭР в письме в Минфин.
МЭР также считает необходимым в среднесрочной перспективе вернуться к вопросу о целесообразности применения модели обязательного страхования ответственности опасных объектов, как такового.
"В Службу Банка России по финансовым рынкам предложения Минэкономразвития по изменению закона об ОСОПО в части тарифов и его отмены не поступали. Если они сводятся исключительно к отмене обязательного страхования ответственности собственников опасных объектов, то следует отметить, что закон действует всего полтора года. По мнению службы, принимать такое серьезное решение следует, основываясь на статистике как минимум за 3 года", - сообщили агентству "Прайм" в службе.