Выполнение Банком России новой функции мегарегулятора, вероятнее всего, приведет к унификации режима регулирования и отчетности различных организаций и окажет благоприятное влияние на рейтинги организаций российского финансового сектора в долгосрочной перспективе, говорится в докладе агентства S&P.
Банк России начнет выполнять новую функцию с 1 сентября 2013 года.
"По нашему мнению, введение в действие новой системы регулирования в полном объеме обусловит создание более контролируемой среды на финансовом рынке", - отмечает кредитный аналитик Роман Рыбалкин.
Вместе с тем, для достижения положительных результатов, связанных с новой функцией Банка России, может потребоваться время, при этом необходимо строго исполнять новые нормативные акты, добавляют эксперты.
Новая роль Банка России не окажет непосредственного влияния на рейтинги S&P российских финансовых организаций, а также на оценку агентства институциональной системы в рамках оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора или на оценку страновых и отраслевых рисков отрасли страхования. Возможное позитивное влияние этой меры будет зависеть от желания регулятора сконцентрироваться на контроле рисков в банковской системе, а не на простом соблюдении нормативов, а также на жестком ограничении банков и небанковских организаций в возможности "обходить" требования нормативных актов.
НАДЗОР ЗА "НЕБАНКАМИ"
Агентство ожидает, что надзор за небанковскими финансовыми организациями будет усилен в среднесрочной перспективе. "В некоторых сегментах российского сектора небанковских финансовых услуг регулирования по-прежнему оценивается как слабое, и мы считаем это одним из негативных рейтинговых факторов для большинства небанковских организаций, имеющих кредитные рейтинги S&P", - говорится в обзоре.
Новый мегарегулятор может сосредоточиться, прежде всего, на внутренних вопросах , связанных с большим объемом бюрократических процедур на этапе его образования. Кроме того, в переходном периоде может возникнуть значительная неясность и неопределенность для небанковских финансовых организаций, особенно для сектора страхования, в котором Банк России становится третьим регулирующим органом за последние пять лет.
В то же время мегарегулятор имеет возможности для гармонизации различных сегментов сектора финансовых услуг. Это будет включать регулирование тех сегментов, в которых оно в настоящее время отсутствует (микрофинансовые и лизинговые компании, а также коллекторские агентства), или которые не входят в сферу ответственности на одного из регулирующих органов (банковское страхование и факторинг).
В настоящее время страховщики, брокеры и другие небанковские финансовые организации сдают отчетность раз в квартал, а их отчетные периоды значительно длиннее, чем у банков, которые представляют балансы в ЦБ ежедневно.
Страховые компании составляют годовые отчеты по МСФО с 2012 года, но они по-прежнему представляют квартальную отчетность по РСБУ и не всегда публикуют полные отчеты в соответствии с обоими стандартами (МСФО и РСБУ – ред.), отмечает агентство. Кроме того, уровень раскрытия информации даже в отчетности по РСБУ у банков намного выше, чем у небанковских финансовых организаций.
"По нашему мнению, отсутствие повседневного надзора за деятельностью небанковских финансовых организаций создает значительные возможности для нарушения требований регулирования, поскольку их выполнение обеспечивается только по состоянию на отчетные даты, что повышает общий уровень риска в финансовой системе и обусловливает возможность распространения этого риска на другие рынки", - отмечают специалисты S&P.
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ РИСКИ
Агентство оценивает уровень перекрестной подверженности рискам в России (определяемый как подверженность банка рискам, связанным с небанковской организацией, и подверженность небанковской организации рискам банковской системы) как умеренно высокий.
Информация о перекрестном владении и перекрестной подверженности рискам в секторе финансовых услуг часто является неоднородной и недостаточно прозрачной, считают эксперты. "На пенсионные фонды приходится около 3% средств юридических лиц в банках, на страховые компании – еще 1,5%, что является довольно умеренным показателем", - говорится в обзоре.
В то же время риски, связанные с зависимостью от банковского сектора, для страховых компаний и пенсионных фондов значительно выше, поскольку банки являются их основным объектом для размещения средств и инвестирования.
Например, некоторые банки с рейтингами S&P, такие как Газпромбанк и банк "Союз", полностью или частично принадлежат крупнейшему НПФ "Газфонд" и третьему по величине страховщику "Ингосстрах", соответственно. Вторая по величине российская страховая компания СОГАЗ формально принадлежит ОАО "АБ "Россия". "Мы полагаем, что отсутствие единого надзора в этих случаях повышает системный риск", - говорится в обзоре.
ПРОЗРАЧНОЕ БУДУЩЕЕ
Усиление надзора за небанковскими финансовыми организациями на фоне усиления надзора за банковской деятельностью может ограничить возможности банков обходить регулятивные требования. Однако агентство подчеркивает, что риск избирательного и произвольного применения новой системы регулирования сохраняется.
"Поэтому в нашей оценке BICRA мы по-прежнему оцениваем институциональную систему как подверженную "очень высокому риску", а качество банковского регулирования и надзора в России как "слабое" и считаем, что оно вряд ли измениться в ближайшие два года. Соответственно, мы оцениваем институциональную систему российской отрасли страхования как подверженную "высокому риску", а систему регулирования как "слабую", - заключает агентство.
Вместе с тем, успешная реализация изменений в системе регулирования банковской и небанковской деятельности может привести к повышению уровня прозрачности и институциональной системы в будущем, считают эксперты.