29
Пт, март

Изгнать жуликов из страховщиков

Если страховая отрасль избавится от имиджа «полужуликоватой», то рост доверия к ней сможет увеличить вес индустрии в ВВП с нынешних 2 до 8-14%, убежден руководитель ФСФР Дмитрий Панкин.

Сейчас, по его словам, отрасль воспринимается как сфера, где клиента обманывают, чтобы «собрать взносы и дальше заплатить как можно меньше возмещений». Переломить ситуацию должны «и более высокие требования к качеству активов страховых компаний, чтобы у них были реальные деньги <...> и контроль за выполнением страховых правил», — убежден Панкин.

«Мы только обеими руками за, если у нас будет более серьезный и интересный надзор, за усиленный контроль активов и новые требования. Тем более что крупнейшие компании уже сдают отчетность по МСФО», — говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин, добавляя, что «имидж — вещь такая, что проще приклеить ярлык, чем предпринимать какие-то шаги для его исправления».

«Вряд ли одно доверие клиентов сможет обеспечить рост рынка до 14% от ВВП, — сомневается замдиректора “Эксперт РА” Павел Самиев. — Таких показателей нет даже в США, а отношение россиян к страховщикам в целом не сильно отличается от других секторов финрынка».

Не стоит ждать, что ФСФР станет драйвером преобразований, особенно по части имиджа страховщиков, признает Соломатин: служба переживает уже третью реорганизацию за четыре года, что происходит на фоне частой кадровой ротации. Тем более что представители ЦБ не склонны публично драматизировать ситуацию в свой зоне ответственности — никто из них не говорит, что банковский сектор плох, добавляет Соломатин.

Нельзя говорить об отрасли в целом как о «жульнической», считает президент Федерального саморегулируемого союза страховых организаций Александр Коваль, ведь можно заявить что все чиновники — коррупционеры, но это не будет абсолютной правдой. Если есть отдельные компании — то это проблема скорее надзора, чем клиентов или рынка в целом. «По сути, глава службы расписался в бессилии, инструментов в руках ФСФР предостаточно, недавно ввели штрафы, однако разве это сказалось на качестве урегулирования или, может быть, сократилось число недовольных страхователей?» — вопрошает Коваль, ранее руководивший службой страхового надзора.

На кого жалуемся

38400 обращений получила Федеральная служба по финансовым рынкам в 2012 г.

86% из них касались работы страховых компаний

1,8% средняя доля неурегулированных заявлений о выплатах
 

Ведомости