В туризме уходящий год ознаменовался очередным крахом крупного туроператора, когда счет пострадавших шел на тысячи человек. В спасении приостановившей свою деятельность компании «Ланта-тур вояж» даже поучаствовал Владимир Путин. Последовавшая затем реформа отраслевого законодательства была призвана защитить права туристов, но в действительности стала наглядным подтверждением знаменитого тезиса «хотели как лучше — получилось как всегда».

Свою финансовую несостоятельность «Ланта-тур вояж» признала в ночь с 27 на 28 января. В истории отрасли это стал второй случай краха относительно крупного туроператора, в год отправляющего за границу более 100 тыс. человек. В ноябре 2010-го с дистанции сошел «Капитал тур». И как тогда, у находившихся уже на отдыхе туристов тут же возникли проблемы: туроператор не рассчитался ни с принимающими компаниями, ни с отелями, и те стали требовать с клиентов повторной оплаты.

Но если в 2010 году власти практически ничего не сделали, чтобы помочь своим соотечественникам, то на этот раз Владимир Путин, в те дни премьер-министр и кандидат в президенты России, вызвал к себе курировавшего туризм министра Виталия Мутко, чтобы сообщить ему, что помочь «Ланте» готов «один госбанк». Им оказался ВТБ, который уже на следующий день выдал туроператору $7 млн. Этот кредит позволил «Ланте» расплатиться с зарубежными партнерами, но еще больше усугубил ее финансовое состояние: общая задолженность оператора и так равнялась $20 млн. Вопреки радужным заявлениям господина Мутко возобновить свою деятельность туроператор так и не смог. В октябре арбитражный суд Москвы признал ЗАО «Ланта-тур вояж» банкротом.

Финансовая ответственность «Ланты», как и «Капитал тура», была застрахована на максимально возможную на тот момент сумму — 100 млн руб. К гаранту «Капитал тура» обратились более 6 тыс. человек с претензиями на 268 млн руб., но страховщик своих обязательств не исполнил. «Ингосстрах», гарант «Ланты», принял более 2,7 тыс. документов в интересах 6,2 тыс. человек на общую сумму 192,8 млн руб., каждый из обратившихся получил примерно половину от требуемой суммы.

Крах «Ланты» не мог не ускорить реформу отраслевого законодательства — как раз к тому моменту в Госдуме второго чтения ждали поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Законопроект несколько раз полностью переписывался, в результате окончательная редакция обязала всех операторов выездного туризма к весне 2013 года вступить в отраслевое объединение, единственная задача которого заключается в оказании экстренной помощи находящимся за границей туристам. Для этого создается специальный фонд, в который каждый оператор должен перечислить в первый год минимум 100 тыс. руб. Если теперь случится сбой в цепочке туроператор—авиакомпания—принимающая компания—отель, туристам за счет собранных средств обеспечат эвакуацию домой.

Депутаты изменили и размер фингарантий для операторов выездного туризма. Если раньше они страховали свою ответственность на 30 млн, 60 млн и 100 млн руб. в зависимости от выручки за прошлый год, то с июля 2012 года для крупных операторов, чей «объем денежных средств, полученных от реализации туристского продукта» за предыдущий год превышает 250 млн руб., размер гарантии определен в 12% от этих самых «денежных средств». Для всех остальных размер финансового обеспечения определен в 30 млн руб. То есть подразумевалось, что для средних компаний размер гарантий снизится, для крупных, наоборот, резко возрастет.

Но застраховаться на 12% от годового оборота (именно его подразумевали депутаты в своем определении «денежных средств») туроператору, отправляющему в год на отдых не менее 400 тыс. человек, оказалось практически невозможно. Страховщики оказались не готовы выдавать гарантии на миллиарды рублей, поскольку эти суммы невозможно перестраховать за рубежом: закон «Об основах туристской деятельности в РФ» обязывает гаранта отвечать и за злой умысел туроператора, что не согласуется с западной страховой практикой. «С мая по июль мы ежедневно общались со страховщиками, как российскими, так и зарубежными, только дома у них не ночевали, чтобы найти выход из ситуации»,— рассказывал “Ъ” руководитель одной из крупных туроператорских компаний.
В результате многие операторы стали трактовать прописанные в законе «денежные средства» не как полноценный доход, а лишь как свою комиссию и агентское вознаграждение в договорах с авиакомпаниями и зарубежными принимающими компаниями. Из 45 компаний, в июле имевших гарантию на 100 млн руб., увеличили размер обеспечения только 12, причем на сумму более 150 млн руб.— только 5. Такие известные компании, как Tez Tour, Coral Travel или «Натали Турс», сейчас по-прежнему застрахованы всего на 100 млн руб.
Зато небольшой, малоизвестный туроператор «Черри тур», в сентябре приостановивший свою деятельность, с трудом уложился в 30 млн руб., на которые у него была оформлена гарантия. «Ингосстрах» получил 452 документа в интересах 1020 туристов на сумму «около 30 млн руб.», из которых на 24 декабря было выплачено 27,8 млн руб. Ранее страховщик признавал, что для превышения размера гарантии не хватило всего 100 тыс. руб.

Коммерсантъ (on-line)

Читайте также...

Как выглядят успешные инновации в урегулировании претензий?

27-01-2021 Просмотров:151

Как выглядят успешные инновации в урегулировании претензий?

По мере развития технологий страхования страховщики должны сосредоточить внимание на болевых точках...

5 способов улучшить кибербезопасность

27-01-2021 Просмотров:171

5 способов улучшить кибербезопасность

Для страховых брокеров тестирование защиты компании клиента от кибератак жизненно важно для...

Китай: финансовый регулятор призывает страховщиков сотрудничать с интернет платформами

27-01-2021 Просмотров:196

Китай: финансовый регулятор призывает страховщиков сотрудничать с интернет платформами

Финансовые регуляторы по-прежнему поддерживают страховщиков и банки, сотрудничающих с интернет платформами, несмотря...

Южная Корея: страховщики активизируют стремление к цифровизации

27-01-2021 Просмотров:209

Южная Корея: страховщики активизируют стремление к цифровизации

Страховые компании в Южной Корее активизируют усилия по ускорению цифровизации своих операций,...

Европейские исследователи обращаются к искусственному интеллекту для получения более точных…

27-01-2021 Просмотров:155

Европейские исследователи обращаются к искусственному интеллекту для получения более точных данных о погоде

Европейские ученые, которые предоставляют важные климатические данные промышленности и исследователям, заявили, что...

Потребители открыты для обмена личными данными со страховщиками, но беспокоятся…

27-01-2021 Просмотров:150

Потребители открыты для обмена личными данными со страховщиками, но беспокоятся об их сохранности 

Если речь идет о снижении страховых взносов, потребители готовы поделиться своей личной...

Beazley усиливает программу страхования от репутационного риска

27-01-2021 Просмотров:140

Beazley усиливает программу страхования от репутационного риска

Специализированная страховая компания Beazley вступила в партнерские отношения с Polecat Intelligence London...

Бермудские перестраховщики «созрели для поглощения», говорит Fitch

27-01-2021 Просмотров:185

Бермудские перестраховщики «созрели для поглощения», говорит Fitch

Аналитики Fitch Ratings считают, что некоторые компании на рынке перестрахования и страхования...