26
Вт, нояб

Прибыльное страхование: правила игры на новом рынке

Большинство россиян не интересуются страхованием жизни, относясь к этому вопросу легкомысленно. Сколько бы сообщений о несчастных случаях ни сыпалось на нас с экранов телевизоров или страниц газет, многих все равно не покидает мысль: «Со мной такого никогда не случится».

Прибавим к этому недоверие к страховщикам и повсеместную нелюбовь к долгосрочным инвестициям и получим некоторое объяснение картины, которую рисуют нам следующие цифры. За прошлый год объем премий в сегменте страхования жизни в России составил 34,8 млрд руб., что составляет только 5 % общего объема рынка страхования. Проникновение страхования жизни составляет всего 0,06 % ВВП, что говорит о несущественном значении данного рынка для российской экономики. А между тем отсутствие развитого рынка страхования жизни имеет серьезные экономические последствия: оно практически эквивалентно отсутствию долгосрочных страховых активов, которые могли бы быть инвестированы в экономику страны.
 
У наших соседей – стран Восточной Европы сегмент страхования жизни является важной составляющей страхового сектора и базой для развития экономики за счет аккумулирования «длинных» денег. Уровень проникновения страхования жизни в восточноевропейских странах составляет до 2 % ВВП, причем достигнуто это было менее чем за 10 лет. Как показывает история, в ряде стран драйвером для развития рынка страхования жизни стало появление продуктов инвестиционного страхования (unit-linked life insurance). Их история насчитывает около 40 лет, однако в Восточной Европе они появились только в конце 1990-х годов. Первопроходцем в этой области стала Польша, где сейчас на unit-linked-продукты приходится около 90 % всех взносов по страхованию жизни.
 
Unit-linked-страхование является результатом эволюции традиционного накопительного страхования жизни, к которому добавилась инвестиционная составляющая, то есть возможность размещать часть средств страхователя по его желанию в рисковых, но потенциально высокодоходных инвестиционных инструментах. Чем же так хороши эти страховые продукты? Во-первых, стандартной страховой защитой, значение которой наши соотечественники только начинают понимать. В то же время unit-linked-продукты позволяют поучаствовать в росте финансовых рынков и получить заметно большую доходность на вложенные средства, чем могут принести классические страховые программы. При этом в отличие от прямых инвестиций unit-linked-страхование подразумевает отсутствие риска потери вложенных денег. Доходность программы инвестиционного страхования не может быть меньше нуля.
 
Российские страховые компании сделали первые шаги в области инвестиционного страхования жизни совсем недавно, и на данный момент этот рынок характеризуется небольшим количеством страховщиков, предлагающих подобные продукты. При этом до сих пор основной спрос на страховые продукты unit-linked делили между собой первопроходцы в этом деле – «Allianz РОСНО Жизнь» и «АльфаСтрахование-Жизнь». В этом году к ним присоединились «Ренессанс-Жизнь» и «Росгосстрах-Жизнь», а в прошлом месяце список игроков рынка пополнился и страховой компанией Сбербанка - «Сбербанк Страхование».
 
В рамках предлагаемых программ инвестиционного страхования гарантируется возврат вложенной суммы денег. Большая часть средств страхователя размещается в надежных финансовых инструментах с фиксированной доходностью, чтобы к концу срока страхования итоговая сумма была не менее гарантированной. Куда будут инвестированы оставшиеся деньги, страхователь вправе решать сам. Он может выбрать не только активы, но и стратегию инвестирования, исходя из приемлемого для него уровня риска. Страховщики обещают по продуктам инвестиционного страхования более высокую доходность, чем по стандартным накопительным полисам. Последние, к слову, принесли от 3,5 до 7,5 % в рублях по итогам прошлого года.
 
Наиболее широкий выбор финансовых инструментов доступен в рамках программы «АльфаФинанс» от «АльфаСтрахование-Жизнь». Этот продукт предлагает на выбор пять инвестиционных стратегий: инвестиции в российские «голубые фишки» - акции наиболее крупных, надежных и высокодоходных компаний, инвестиции в драгоценные металлы (серебро, платина, золото), вложения в акции компаний стран БРИК, инвестиции в акции зарубежных IT-компаний, вложения в акции мировых производителей товаров массового потребления и, наконец, покупка объектов недвижимости в России.
 
Конкурент данного продукта – программа «Allianz Актив» от « Allianz РОСНО Жизнь» предусматривает в качестве базового актива только золото, нефть и индекс РТС. Новичок на рынке - «Сбербанк Страхование» позволяет с помощью своего «СмартПолиса» инвестировать в золото и/или индекс РТС. «Ренессанс-Жизнь» запустил продукт «Вклад в будущее» для инвестиций в фондовый рынок, а программа от «Росгосстрах-Жизнь» («Управление капиталом») подразумевает вложения в паевые инвестиционные фонды.
 
Сроки данных инвестиционных продуктов варьируются от 5 до 10 лет. У «Allianz РОСНО Жизнь» от выбранного срока зависит доля «участия в рынке», которая может составлять от 40 % (10 лет) до 90 % (7 лет) на начало действия договора. В рамках продукта «СмартПолис» от Сбербанка больший срок договора подразумевает более высокую гарантию возврата вложенных средств. Большинство страховых компаний обещают 100 %-ный возврат вложений по истечении срока. У Сбербанка же можно получить гарантию в размере 105 %, (5 лет), 107 % (7 лет) и 110 % (10 лет) от величины взноса.
 «Ренессанс-Жизнь», наоборот, предлагает своим клиентам рискнуть частью вложенных в полис денег ради возможности получить более высокий доход. В рамках продукта «Влад в будущее» можно выбрать одну из трех стратегий инвестирования в фондовый рынок с различным уровнем риска, и в зависимости от сделанного выбора гарантия возврата может составлять от 80 до 100 %.
 
Стоит заметить, что программы инвестиционного страхования – удовольствие недешевое. По вышеперечисленным продуктам установлена минимальная величина первоначального взноса (от 100 тыс. до 1 млн руб.).
 
По наблюдениям экспертов, программы инвестиционного страхования в России уже пользуются заметным спросом. Об этом же говорит и статистика: по итогам прошлого года объем премий в сегменте инвестиционного страхования жизни в России вырос на 445 %, что значительно превышает прирост у других категорий страховых продуктов.
 
Развитию инвестиционного страхования жизни на российском рынке мешает несколько факторов, в том числе законодательный вакуум в этой сфере. Однако данный вопрос не остается без внимания как страхового сообщества, так и регуляторов. 24 октября президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил стратегию развития рынка страхования на период до 2020 года. Законодательное закрепление продуктов инвестиционного страхования, в том числе конкретные поправки в Налоговый кодекс и в закон «Об организации страхового дела в РФ», указаны в этом документе как необходимая мера для раскрытия потенциала рынка страхования жизни в нашей стране.

Кроме того, положительную роль для сегмента инвестиционного страхования жизни может сыграть выход на рынок такого мощного нового игрока, как Сбербанк. Популярность Сбербанка среди населения должна помочь преодолеть недоверие граждан к страховому сектору и долгосрочным вложениям, а лоббистские возможности – сдвинуть с мертвой точки развитие законодательства в этой области.

 
Источник: РБК