Представители страховых компаний в целом поддерживают проведение эксперимента в 4-х крупнейших регионах России по снятию лимита выплаты по ОСАГО при оформлении аварии без сотрудников ГИБДД (европротокол), но опасаются возможного роста мошенничества, свидетельствует опрос страховщиков, проведенный порталом "Прайм Страхование".
В настоящее время максимальный размер выплаты по ОСАГО в рамках европротокола ограничен 25 тысячами рублей при максимальной выплате по ОСАГО в 120 тысяч рублей. Минфин предложил увеличить лимит выплат по европротоколу в два раза до 50 тысяч рублей, и провести эксперимент в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в рамках которого лимит выплаты по европротоколу будет приравнен к лимиту выплаты по ОСАГО (планируется 400 тысяч рублей). Однако воспользоваться безлимитным европротоколом смогут только автовладельцы, транспортные средства которых оборудованы видеорегистраторами или системам спутникового слежения.
"Такая инициатива – это, безусловно, шаг вперед с точки зрения улучшения ситуации на дорогах, когда практически любое ДТП приводит к значительному снижению пропускной способности. Если сейчас многие не рискуют пользоваться этой возможностью из-за риска превысить установленный лимит, то увеличение сумм снимает эту проблему", - отмечает директор по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрей Антохонов.
Вторым барьером на пути европротокола, по мнению Антохонова, является необходимость сбора справок для выплат по каско. "Частично помогают программы выплат без справок. Но для этого нужно хорошо разбираться в предмете", - считает он.
Тем не менее, ряд экспертов убежден, что многие автовладельцы, имеющие полис каско, также предпочтут воспользоваться европротоколом, если он будет безлимитным. "Полагаем, что в случае выбора между обращением по ОСАГО и по каско клиент может остановить выбор на обращении по ОСАГО, так как при наличии убытков и последующем перезаключении договора страхования каско, будет применяться повышающий коэффициент. С учетом тарифов каско экономия для клиента может быть ощутимой и повлиять на выбор способа урегулирования", - считает руководитель департамента урегулирования убытков по массовым видам страхования СК "Согласие" Андрей Афонасьев.
Эту точку зрения разделяет и директор агентства страхования ответственности СК "МАКС" Дмитрий Феськов. Он отмечает, что в закон об ОСАГО планируется внесение ряда других изменений. "Пострадавший в ДТП сможет получить от страховой компании направление на ремонт, а это значит, что можно будет восстановить свой автомобиль не по каско, а по ОСАГО, и на следующий год получить более выгодный тариф на полис каско от страховой компании", - говорит он.
МОШЕННИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ
Страховщики уверены, что введение безлимитного европротокола спровоцирует рост мошеннических обращений за выплатой по ОСАГО.
"Простота оформления ДТП водителями на месте происшествия позволяет предположить, что в случае принятия указанных нормативных новелл риск мошеннических действий со стороны страхователей может существенно возрасти, и, чем больше будет установлен коридор возможностей, тем сильнее будет соблазн для аферистов", - считает заместитель генерального директора по правовым вопросам "1СК" Евгений Зайченко.
"Законодательно не установлены заградительные меры для лиц, пользующихся механизмом европротокола в целях получения необоснованной выплаты. Так же и в законе об ОСАГО не прописана ответственность участников ДТП за предоставление в страховые компании недостоверной информации", - отмечает Афонасьев.
По мнению Зайченко, при рассмотрении предложенных законодательных инициатив необходимо учитывать достаточно низкий уровень жизни большей части населения нашей страны и существующие криминологические факторы. "Исходя из этого, стоит предусмотреть объективные способы фиксации обстоятельств аварии, например, видеорегистраторы на каждой из машин, участвующих в ДТП с условием, что видеосъемка позволяет достоверно идентифицировать ТС", - отмечает он.
Страховщики обращают внимание, что успех в реализации безлимитного европротокола, в том числе, и в борьбе с мошенничеством будет зависеть от того, какие требования будут установлены к видеорегистраторам, позволяющим определить характер и причины ДТП, и системам навигации, позволяющим определить место аварии, а также к форматам передачи данных.
"От ответа на эти вопросы будут зависеть цена устройств и их доступность для населения, а также возможности мошенничества и, соответственно, убыточность", - резюмирует руководитель департамента розничного страхования ЗАО "Чартис" Роман Тихоненко.
Екатерина Потапова, Прайм