Личность страховщика можно будет проверить на специальном портале.
По сведениям «Известий», Всероссийский союз страховщиков и Ассоциация страховщиков жизни на следующей неделе объявят о создании реестра страховых агентов. Реестр должен помочь покупателям полисов разоблачать мошенников. Одновременно это открытое объявление войны агентам-перебежчикам.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков и одновременно гендиректор компании «Сбербанк Страхование» Максим Чернин рассказал «Известиям», что на следующей неделе «несколько страховых компаний, членов союза, а также Ассоциации страховщиков жизни представят новый проект, вводящий реестр страховых агентов». Страховщики создают специальную платформу в интернете, благодаря которой клиент сможет проверить: действительно ли агент, пришедший продавать страховые продукты, имеет на это право, обладает ли он соответствующим сертификатом. В Ассоциации страховщиков жизни «Известиям» подтвердили наличие такого проекта.
По словам Максима Чернина, реестр агентов поможет бороться с мошенниками, которые являются головной болью как страховщиков, так и клиентов. В Ассоциации страховщиков жизни объяснили, что нередки случаи, когда недобросовестные агенты продолжали страховать клиентов в компании, лицензия которой уже была приостановлена. Бывает, что агенты, меняя место работы, попросту уносят на флешке клиентскую базу страховой компании, чтобы впоследствии использовать ее в незаконных целях. Например, по оценке Российского союза автостраховщиков (РСА), ежегодный объем теневого оборота «серых» полисов в этом сегменте составляет порядка 1,2 млрд рублей.
Возможность быстро проверить правомочность человека, выдающего себя за страхового агента, может обеспечить подобному сайту посещаемость. По словам руководителя аналитического центра информационной группы «Страхование сегодня» Марии Жилкиной, и затраты на создание реестра скорее всего будут невелики:
- Все страховщики ведут реестр своих агентов, вопрос только в отправке данных и IT-обеспечении.
Очевидно, что решаемые с появлением реестра задачи шире, чем борьба с явными мошенниками. В настоящее время российское законодательство никак не регламентирует деятельность страховых агентов и их отношений с работодателями. Нет требований по их сертификации, порядку отзыва сертификатов, нет ответственности за одновременную работу на конкурентную структуру.
В этой ситуации проявление агентов-«многостаночников», работающих сразу на несколько компаний, неизбежно. Профессиональные страховые агенты активно используют разницу в размерах комиссионных, которые выплачивают разные компании за одинаковые продукты. Эта ситуация очень раздражает крупные страховые компании: они теряют клиентов и вынуждены постоянно ввязываться в «войны за комиссионные». Попытки поменять ситуацию уже ими предпринимались. В 2011 году депутат Владислав Резник уже вносил в Госдуму законопроект, изменяющий закон «Об организации страхового дела».
Согласно тем поправкам, страховой агент мог работать только на одну компанию. Переход агента от одного страховщика к другому объявлялся возможным только после погашения прежнего сертификата и повторной сдачи экзамена для получения нового. В ряде развитых стран действует аналогичный порядок аттестации, аккредитации и контроля за деятельностью страховых агентов. Однако практически сразу после внесения в Думу Резник отозвал законопроект, пояснив, что он нуждается в доработке. В настоящее время процесс далее не продвинулся.
Учитывая, что далеко не все компании заинтересованы в создании такого реестра, важно, насколько полным он будет. До его запуска ни в ВСС, ни в АСЖ не стали называть игроков, которые участвуют в разработке реестра.
- Подавляющее большинство страховщиков не поддержат введение реестра, так как не захотят делиться информацией о своих агентах, опасаясь, что их уведут конкуренты, - уверена Мария Жилкина. - Так что инициатива АСЖ и ВСС может встретить массовое неодобрение. Кроме того, потребуется согласие страховых агентов на обработку персональных данных.
В ВСС тем не менее настроены оптимистично. Реестр - это дополнительная форма контроля, которая позволит оценить, как страховщики управляют своими людьми, отметил Чернин. Вопрос только в том, какая часть из них заинтересована в такой оценке.