Углубление конфликта между Израилем и Ираном оказывает значительное влияние на глобальный рынок страхования судоходства. Как отмечает один из крупнейших страховых брокеров мира — Marsh McLennan, с начала обострения ситуации страховые премии на проход судов через Ормузский пролив выросли более чем на 60%. Этот узкий и стратегически важный морской коридор связывает Персидский залив с мировыми торговыми путями и играет ключевую роль в международной торговле нефтью и газом.
По данным брокеров, премия за страхование корпуса и оборудования (Hull & Machinery) для судов, пересекающих Ормузский пролив, выросла с 0,125% до 0,2% от стоимости судна. В пересчете на деньги это означает, что застраховать судно стоимостью $100 млн теперь стоит $200 000 вместо прежних $125 000.
Как поясняет Маркус Бейкер, глобальный руководитель морского страхования Marsh McLennan, «мы ещё не видели прямых атак на коммерческие суда в Персидском заливе, но сам факт нарастания напряженности в регионе вызывает обеспокоенность у страховщиков, а рынок реагирует мгновенно». Он также отметил, что «если ситуация продолжит обостряться, премии могут вырасти еще сильнее».
Фактор риска: электронные помехи, хуситы и военные угрозы
Ситуация усугубляется не только из-за военного конфликта, но и из-за множества связанных угроз. В проливе уже зафиксированы инциденты с нарушением навигации, вероятно, из-за электронных помех. Кроме того, страховщики обеспокоены возможным расширением мишеней для атак со стороны йеменских повстанцев-хуситов, которые ранее в основном фокусировались на американских, британских и израильских судах. Теперь под удар могут попасть любые суда, проходящие через зону конфликта.
Не прибавляет уверенности и инцидент от 16 июня, когда вблизи Ормузского пролива столкнулись два нефтяных танкера. Хотя причины аварии официально не объявлены, один из кораблей передавал аномальные сигналы о своём местоположении — это может указывать на целенаправленные электронные помехи.
Как подчеркивает Бейкер, «война — это не только катастрофа, но и рынок. На страховании военных рисков либо теряют всё, либо зарабатывают состояния. И те, кто готов принять риск, уже заработали». Некоторые страховщики могут временно уйти с рынка, чтобы избежать убытков, но другие увидят в риске шанс — повысив ставки и установив строгие условия покрытия.
На данный момент страховые премии на страхование грузов (Cargo Insurance), в том числе на нефть, пока реагируют медленнее. Однако, по мнению брокеров, рост ставок по грузам — лишь вопрос времени. Особенно чувствительным может оказаться рынок энергетических поставок — при увеличении военных угроз возможны перебои поставок и рост цен на нефть, а следовательно, и повышение страховых требований.
Ормузский пролив ежедневно пересекает около 20% мировых морских поставок нефти. Любое увеличение стоимости страхования немедленно отражается на фрахтовых ставках, логистических цепочках и, в конечном счете, на стоимости товаров. Участники рынка должны готовиться к тому, что страхование рисков на морских маршрутах в зоне Ближнего Востока будет переоцениваться регулярно, в зависимости от геополитической обстановки.
Ситуация в Ормузском проливе — яркий пример того, как геополитическая напряженность напрямую влияет на стоимость страхования. Страховщики оценивают не только вероятность нанесения ущерба, но и глубину возможных последствий. Пока рынок продолжает колебаться между страхом и желанием заработать, судоходным компаниям, экспортерам и трейдерам остается лишь одно — усиливать сотрудничество со страховщиками, использовать расширенные покрытия и закладывать рост премий в логистические бюджеты.
Для страхового рынка это также вызов — как выстроить продукты, которые будут одновременно защищать клиентов и оставаться прибыльными в условиях нарастающих военных и киберугроз.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz