30
Чт, янв

Авиационный рынок переходит к «новой норме» с сохраняющимися проблемами в 2025 году

avialiniКак отметил в недавнем отчете перестраховочный брокер Howden Re, специализирующийся на авиации и космонавтике, 2024 год оказался неоднозначным для авиационной отрасли: большую часть года сохранялись «новые нормальные» условия убытков, а также трагическая авиакатастрофа в Южной Корее и сохраняющаяся неопределенность относительно судьбы самолетов, застрявших в России.

Несмотря на то, что год был в целом без крупных потерь, катастрофа Jeju Air в декабре стала суровым напоминанием о неотъемлемых рисках отрасли. Катастрофа, в которой погибло 179 человек, стала самой крупной аварией гражданской авиации в Южной Корее и самой смертоносной в мире с 2018 года.

Помимо этой трагической потери, в январе произошло столкновение двух самолетов во время руления в аэропорту Ханэда в Японии, а также у самолета Boeing 737 Max 9 авиакомпании Alaskan Airlines отвалилась дверная заглушка, и в полете произошла разгерметизация.

«Было очевидно, что оба эти события могли бы оказаться столь же катастрофическими, как крушение на Чеджу, при немного иных обстоятельствах, что подчеркивает важность бдительности при оценке сценариев крупных убытков и постоянную потребность в перестраховании для защиты портфелей», — говорится в отчете.

В течение года также наблюдалось продолжающееся повышение уровня убыли авиатранспорта, вызванное инфляцией и ростом цен на новые самолеты, запасные части и рабочую силу.

«Такое давление затронуло даже самых прибыльных прямых клиентов и выявило неудовлетворительные результаты в других сферах», — заявил Howden Re.

Перестраховщик пояснил: «Акции в наиболее эффективных счетах и новом бизнесе пользовались большим спросом в течение 2024 года. Прямые условия лидирования авиакомпаний обычно были на 8–15 % ниже с поправкой на риск, поскольку неизменно имелась более чем вдвое превышающая требуемую емкость. Последующие страховщики стремились соответствовать условиям лидирования, хотя некоторые были вынуждены принять условия значительно ниже».

Между тем, на автономном рынке военных рисков наблюдалось некоторое замедление после значительного роста цен в результате вооруженного конфликта между Россией и Украиной.

Согласно отчету, возросшая конкуренция привела к снижению ставок страхования каско воздушных судов на 10%, в то время как ставки избыточной ответственности за военные действия в целом оставались стабильными, с небольшими изменениями из-за сохраняющихся ограничений емкостей и высоких первоначальных лимитов.

В аэрокосмическом секторе скорректированные с учетом риска ставки колебались от 10% вниз до 15% вверх. Авиация общего назначения с ее широким разнообразием типов рисков и географических территорий столкнулась с более волатильными изменениями тарифов.

Заглядывая вперед, можно сказать, что отрасль столкнется с постоянным давлением из-за избыточных емкостей и надвигающейся тени многомиллиардных судебных разбирательств, связанных с самолетами, застрявшими в России. Первоначальные оценки убытков достигли ошеломляющей суммы в $17 млрд, однако конфиденциальные урегулирования и закупки самолетов российскими авиакомпаниями внесли некоторую неопределенность.

«Хотя это потенциально может сократить размер потерь, это все равно может стать крупнейшей потерей авиационного страхования в истории», — отметили в Howden Re.

В отчете подчеркивается, что судебные решения по этим делам ожидаются в начале этого года, что, вероятно, повлечет за собой формирование резервов страховщиками и перестраховщиками.

Несмотря на эту неопределенность, скорректированные на риск ставки эксцедента убыточности на рынке договоров перестрахования оставались стабильными или немного снизились по состоянию на 1 января 2025 года, поскольку перестраховщики заняли выжидательную позицию в отношении российских лизинговых случаев.

В отчете также говорится, что пропорциональная емкость и уровни комиссионных остались в основном неизменными по той же причине.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz