Обрушение моста в Балтиморе выявило сложность страхового покрытия для морских операций, поскольку инцидент может повлечь за собой активацию различных видов морского страхования, считают аналитики брокера Lockton.
Брокер отметил, что спустя несколько месяцев после обрушения моста общие убытки от этого события еще не были количественно оценены.
Столкновение контейнеровоза Dali с мостом Фрэнсиса Скотта Ки привело к значительному повреждению имущества, гибели людей и значительному нарушению судоходства и движения транспортных средств в порту Балтимора и вокруг него. Брокер сказал, что в зависимости от того, как будут развиваться судебные разбирательства и другие события в ближайшие месяцы и годы, общие потери могут составить как $4 млрд, так и всего $44 млн.
По мнению брокера, самой большой проблемой, связанной с обрушением моста, является возможность предъявления исков о возмещении ущерба третьим лицам, которые будут покрыты клубом P&I Dali Britannia P&I. Оценочная стоимость этих убытков в настоящее время оценивается в пределах от $2 до 4 млрд. Если это окажется правдой, это будет самый крупный иск P&I в истории.
Однако Lockton отметил, что два неизвестных фактора определят, произойдет ли это. «Во-первых, смогут ли стороны, понесшие чисто экономические убытки (и их суброгированные страховщики), успешно взыскать эти иски. Согласно решению Верховного суда США от 1923 года по делу Robins Dry Dock против Flint и последующей судебной практике, истец должен продемонстрировать вещный интерес в поврежденном имуществе, чтобы взыскать убытки от экономических потерь. Многие иски о перерывах в работе, возникшие в результате обрушения моста, скорее всего, не будут соответствовать этому стандарту», — сказал брокер.
Во-вторых, сможет ли владелец Dali успешно ограничить свою ответственность. 1 апреля 2024 года владелец Dali и ее менеджер подали ходатайство в федеральный суд в Мэриленде, пытаясь сделать это, воспользовавшись защитой, предоставляемой Законом об ограничении ответственности 1851 года, также известным как Закон об ограничении ответственности.
Брокер объяснил, что владелец Dali добивается потолка убытков в размере около $44 млн; если это удастся, истцы, перед которыми судовладелец будет признан ответственным, получат свою пропорциональную долю этой суммы. Брокер отметил, что для успеха в своем ходатайстве владельцу Dali необходимо будет доказать, что у него не было «частной жизни или знания» о халатности или вине, которые стали причиной инцидента. «В течение столетий суды боролись за применение стандарта частной жизни или знания, часто называя его неуловимым и сложным», — сказал брокер.
«В настоящее время все отчеты указывают на то, что непосредственной причиной инцидента стал сбой в подаче электроэнергии на борту Dali за несколько минут до его столкновения с мостом. Если бы этот сбой в подаче электроэнергии был единственным причинно-следственным звеном в цепочке, ходатайство об ограничении, скорее всего, было бы успешным», — считает брокер. «Однако Национальный совет по безопасности на транспорте отметил в своем предварительном отчете, что у Dali были сбои в подаче электроэнергии до инцидента с обрушением моста».
Lockton добавил: «Результаты ходатайства владельца Dali об ограничении и последующего судебного разбирательства существенно повлияют на все вовлеченные стороны, включая страховщиков, перестраховщиков и истцов. В более широком смысле это может изменить ландшафт морского страхования и адмиралтейского права США. С правовой и нормативной точки зрения серьезную обеспокоенность вызывает то, что Конгресс может попытаться отменить Закон об ограничении или внести в него поправки, чтобы расширить ответственность судовладельцев».
Брокер заключает: «Клубы P&I вполне могут использовать эту неопределенность как причину быть более осторожными в отношении продлений в 2025 году. Лимиты программы перестрахования клубов P&I — в настоящее время составляющие $3,1 млрд — ранее считались более чем достаточными для удовлетворения потребностей судоходного сообщества, но потенциальный риск обрушения моста доказывает обратное. Расходы на перестрахование, приобретаемое клубами P&I, вероятно, возрастут при продлении в 2025 году, и эти расходы будут переложены на судовладельцев в системе клубов P&I».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz