Бороться с неправомерными отказами, занижением и затягиванием страховых выплат может стать выгодно. Страховщику придется платить клиенту штраф в 50% от взысканной с компании суммы. А за просрочку с выплатой клиент сможет получить большую неустойку.

Эти меры, до сих пор не применявшиеся в страховании, предусмотрены постановлением «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», утвержденным Пленумом Верховного суда РФ 28 июня 2012 г.. Постановление распространяет общие нормы закона о защите прав потребителей на страхование. По оценкам опрошенных АСН страховых юристов, оно в 1,5–3 раза увеличит расходы страховщика при неправомерном отказе в выплате или ее задержке.

По мнению страховых юристов, из текста постановления следует, что теперь страхователи – физические лица могут:

1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.

2. Не платить госпошлину.

3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.

4. В видах страхования, для которых размер неустойки за просрочку не определен специальным законом (например, в добровольном страховании – в частности, в автокаско), требовать выплаты неустойки в размере 3% от суммы выплаты за каждый день просрочки.

Также постановление дает право общественным организациям и страховому надзору (ФСФР) выступать с исками в пользу неограниченного круга лиц и требовать признания отдельных положений правил страхования ущемляющими права потребителей.

Приняв новое постановление, Верховный суд РФ занял позицию, в корне отличающуюся от предыдущей. С 2008 г., когда Верховный суд издал очередной Обзор законодательства и судебной практики, закон о защите прав потребителей практически не применялся к спорам по правоотношениям в имущественном страховании.

Новый шаг в направлении усиления положения потребителя (в том числе потребителя страховых услуг) назрел, заявил АСН судья Верховного суда Виктор Момотов, выступавший с докладом на Пленуме Верховного суда. «У нас один из самых прогрессивных законов о защите прав потребителей в мире. Другое дело, что характер правоотношений и способ применения закона несколько ниже, чем в Европе», – сказал он. Виктор Момотов особо подчеркнул, что возможность взыскания 50%-го штрафа именно в пользу потребителя, а не госбюджета, будет стимулировать клиентов активнее защищать свои права.

«Радует, что действие постановления распространяется и на договоры страхования, заключенные в пользу третьего лица. Раньше суды никогда на такие договоры закон о защите прав потребителей не распространяли», – заявил АСН старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков.

Опрошенные АСН страховые юристы считают преждевременным говорить о том, как именно постановление Верховного суда скажется на страховщиках и страхователях: нужно дождаться, когда у судов появится соответствующая практика. Однако все они сходятся во мнении, что страховым компаниям теперь придется внимательнее относиться к требованиям клиентов о выплатах.

Страховым компаниям придется проанализировать свои правила и договоры страхования на предмет их соответствия положениям закона о защите прав потребителей, считает партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат. По его мнению, постановление потребует от страховщиков максимально корректного поведения в отношении страхователей. «То, как именно скажется постановление Верховного суда на страховщиках и их клиентах, покажет судебная практика. Сейчас же можно уверенно утверждать, что как минимум отношение страховщиков к своим клиентам, обратившимся за выплатой, станет более внимательным», – считает старший партнер «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов.

 

Агентство страховых новостей

Читайте также...

Аргументы против полностью удаленной рабочей силы

18-09-2020 Просмотров:66

Аргументы против полностью удаленной рабочей силы

Несмотря на общий успешный переход к работе из дома, офисы не остались...

Претензии D&O растут на фоне коронавируса

18-09-2020 Просмотров:91

Претензии D&O растут на фоне коронавируса

Неадекватные меры предосторожности компаний в области охраны труда и техники безопасности для...

B3i объявляет о серьезных улучшениях в решении по перестрахованию

18-09-2020 Просмотров:52

B3i объявляет о серьезных улучшениях в решении по перестрахованию

Инициатива Blockchain Insurance Industry Initiative (B3i) выпустила несколько основных улучшений своего решения...

AXA XL представляет основные результаты исследования аварийного восстановления

18-09-2020 Просмотров:86

AXA XL представляет основные результаты исследования аварийного восстановления

AXA XL, подразделение AXA по рискам, связанным с имуществом, несчастными случаями и...

Hannover Re прогнозирует перспективы перестрахования имущества от катастроф

18-09-2020 Просмотров:95

Hannover Re прогнозирует перспективы перестрахования имущества от катастроф

Глобальная перестраховочная компания Hannover Re считает, что пандемия COVID-19 создала дополнительные проблемы...

Lemonade начнет бизнес во Франции к концу 2020 года

18-09-2020 Просмотров:84

Lemonade начнет бизнес во Франции к концу 2020 года

Стартап Insurtech Lemonade назвал Францию своим следующим европейским рынком после предыдущих экспансий...

Руководители SCOR ожидают увеличения спроса на пере / страхование в…

18-09-2020 Просмотров:95

Руководители SCOR ожидают увеличения спроса на пере / страхование в следующем году

Топ-менеджеры SCOR заявили, что ожидают увеличения спроса на страхование по мере того,...

Munich Re станет партнером компании Farmers Edge, занимающейся цифровым сельским…

18-09-2020 Просмотров:103

Munich Re станет партнером компании Farmers Edge, занимающейся цифровым сельским хозяйством

Глобальная перестраховочная компания Munich Re сотрудничает с фирмой, занимающейся цифровым сельским хозяйством,...