24
Ср, апр

Стратегия страхового рынка России: в поисках места для "маленького человека"

Страховщики должны оставить все разногласия в стороне и объединиться для написания Стратегии развития страхового рынка до 2020 года. Причем "главным героем" этого документа должен стать в первую очередь простой человек, его потребности, а не интересы страховых компаний.

С такой идеей на X международной конференцией по страхованию, организованной Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), выступили представители крупнейших страховых компаний, показав при этом завидное единодушие, не характерное в целом для игроков этого рынка.

В 2012 году истекает срок действия нынешней стратегии, которая была утверждена правительством в 2008 году. Страховщики планируют подготовить новый документ, скореллировав сроки его действия со Стратегией-2020.

Ранее глава ВСС Андрей Кигим говорил о планах союза разработать проект стратегии развития страхового рынка. Предполагается, что новый документ будет базироваться на трех основных принципах. Первый - государство должно убедиться, что страховщики готовы стать частью системы социальной защиты и гарантий; второй - защита прав потребителей; третий - развитие самой отрасли.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК

В ходе обсуждения вопроса, какой должна быть стратегия, участники не раз поднимали тему "маленького человека".

Заместитель главы департамента финансовой политики Минифна Вера Балакирева отметила, что в ведомство стали приходить несколько неожиданные жалобы на страховщиков, которых "никогда раньше не было". Так, потребители жалуются, что не могут застраховать свой небольшой домик в деревне или старый автомобиль.

"Негде человеку застраховаться. Страховые компании отказывают. Почему вдруг человек стал неинтересен страховщику?", - задается вопросом Балакирева.

"В основу концепции (стратегии) должен быть поставлен человек… Необходима ориентация на потребителя", - сказала представитель Минфина.

"Если мы определимся с главной долгосрочной целью, что основное звено стратегии – это тот, кто услугу получает, то будет один сценарий (стратегии) и этот даст результат", - сказала заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева.

О доминирующем месте потребителя в новой стратегии высказался и генеральный директор "Ингосстраха" Александр Григорьев, который отметил, что "человек – это главная фигура в страховании". Он также добавил, что новая стратегия должна быть в первую очередь направлена на развитие отрасли, а не на регулирование, как это было с предыдущим документом.

ВМЕСТЕ СИЛА

Участники дискуссии практически единогласно заявили, что необходимо объединиться для работы над стратегией и идти единым фронтом.

Так, первый вице-президент "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров отметил, что нельзя дробить силы, а, наоборот, необходимо их аккумулировать, чтобы продвигать свои интересы.

"Всем крайне важно преодолеть сиюминутные интересы и выработать единую стратегию", - согласился с коллегой глава СОГАЗа Сергей Иванов.

О единении в этом большом начинании сказал с трибуны конференции и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин. "Считаю, что эту стратегию надо писать вместе – и консультантам, и участникам рынка и государственным органам. Мы должны вместе взаимодействовать, прийти к ясному взаимному пониманию интересов всех сторон, чтобы был сбалансированный хороший документ", - отметил он.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Не высказали сомнений страховщики и в отношении того, кто должен заниматься написанием стратегии.

"Давайте мы напишем стратегию от ВСС", - выступил с предложением Григорьев.

Эту идею поддержал и Иванов, который отметил, что в последнее время страховщики видят попытки создания новых объединений на страховом рынке.

В настоящий момент регистрацию в Минюсте получила первая на российском страховом рынке саморегулируемая организация (СРО) - "Страховой Союз "ССР". Эта организация была учреждена в конце апреля 30-ю страховыми компаниями, в том числе "РЕСО-Гарантией", ВСК, МАКСом, "Россией", "Межрегионгарантом".

Создание нового объединения было воспринято негативно со стороны ряда крупных страховщиков, которые посчитали, что новое СРО будет дублировать функционал ВСС. В то же время представители нового объединения пока не заявляли о намерении разрабатывать стратегию развития страхового рынка.

"Новые центры влияния приведут к размытию позиции и будут иметь крайне негативные последствия. Допускать этого нельзя", - считает Иванов.

В свою очередь Панкин затруднился высказаться по поводу того, сколько объединений должно работать в страховой отрасли. "Важно, чтобы количество объединений страховщиков не превышало число страховых компаний", - подчеркнул он.

"Прежде чем создавать что-то новое, надо посмотреть, почему мы не можем реализовать эти задачи в существующей структуре, и постараться приложить все силы, чтобы существующая структура работала эффективно", - добавил глава надзора.

СРОКИ

В то время, когда страховщики обсуждают, кто, где и как должен разрабатывать судьбоносный для рынка документ, ВСС уже вовсю приступил к работе. Он уже назначил разработчиком документа консалтинговую компанию Oliver Wyman.

Представитель компании Курас Гетц отметил, что на следующей неделе начнется публичное обсуждение проекта документа. Компания планирует собрать мнения не только игроков страхового рынка, но и потребителей. Продлится этот процесс три месяца.

Результаты работы компании в рамках данного вопроса, по словам Гетца, общественность увидит в середине ноября.

 

Прайм-Страхование