Юристы Clyde & Co прогнозируют, что директива ЕС о коллективном возмещении приведет к увеличению количества коллективных исков, особенно по делам об ответственности за киберпреступность и гринвошинг.
«В следующем году, скорее всего, мы увидим первый действительно значительный пакет коллективных действий по возмещению ущерба по всей Европе после принятия Директивы ЕС о представительских действиях», — сказал Хеннинг Шалоске, партнер Clyde & Co в Дюссельдорфе. «Мы ожидаем увидеть повышенный интерес со стороны групп заявителей к возбуждению исков, вытекающих из потенциально системных рисков, которые занимают умы законодателей, компаний и частных лиц во всем мире, а именно, рисков ESG и кибербезопасности».
В качестве примера он отметил, что Директива ЕС упрощает для групп лиц, конфиденциальность данных которых была нарушена, возможность подачи коллективных исков. В частности, Директива и ее имплементация во внутригосударственное законодательство теперь позволяют предпринимать действия по коллективному возмещению ущерба. В дополнение к этому, он сказал, что первые иски, возбужденные на основании статьи 82 Общего регламента ЕС по защите данных, уже находятся в стадии разработки и, как ожидается, будут приняты в 2024 году.
«До сих пор большинство дел, связанных с киберпространством в Европе, касались убытков первых лиц, таких как перерывы в работе бизнеса. Но новые действия по возмещению нематериального ущерба создают новую и значительную угрозу для киберстраховщиков», — сказал он.
Шалоске также сказал, что вполне вероятно, что коллективные действия станут более обычным явлением в случае нарушений в других областях, таких как обязательства по ESG и так называемые действия по гринвошингу. Он отметил, что уже существует несколько механизмов, требующих от компаний раскрытия информации об их отчетности в области устойчивого развития, включая Директиву ЕС по корпоративной отчетности в области устойчивого развития. Кроме того, институты ЕС в настоящее время работают над директивой, которая потребует от компаний обосновать добровольные «зеленые» требования, которые они предъявляют потребителям.
«Предлагаемая директива о «зеленых претензиях» и подавление потенциального гринвошинга, наряду с усилиями по предотвращению гринвошинга компаниями – занижения информации об ESG – также могут привести к увеличению количества коллективных действий по возмещению ущерба теперь, когда такой механизм стал более доступным в Европе», — предупредил Шалоске. «Постоянно растущее внимание потребителей к ESG и устойчивому развитию компаний, у которых они покупают и с которыми взаимодействуют, вероятно, будет способствовать этому».
Найджел Брук, партнер Clyde & Co в Лондоне, считает, что количество судебных дел о гринвошинге будет продолжать расти по мере приближения к 2024 году, причем это затронет самые разные отрасли.
«Исторически климатические судебные разбирательства против компаний были сосредоточены в первую очередь на энергетическом секторе. Однако судебные разбирательства по поводу гринвошинга в некоторой степени отличаются тем, что они затрагивают самые разные отрасли, от авиации до моды, и в настоящее время стали самой быстрорастущей областью судебных разбирательств по климату», — пояснил он.
Судебные процессы по поводу гринвошинга на сегодняшний день в основном инициируются неправительственными организациями и активистами, но в значительной степени они имеют общее дело с регулирующими органами и органами по стандартизации, такими как Агентство по рекламным стандартам в Великобритании, сказал Брук.
Он отметил, что предлагаемая директива ЕС, которая должна вступить в силу в 2026 году, поставит вне закона общие экологические заявления, такие как «климатически нейтральный» или «натуральный», без доказательства признанных отличных экологических показателей. Кроме того, новое законодательство ЕС обязывает компании сообщать о воздействии их продукции, операций и цепочек создания стоимости на окружающую среду, и эти публичные заявления будут тщательно проверяться НПО и другими организациями.
«Предстоящий судебный процесс может принять разные формы», — сказал Брук. «В настоящее время речь в основном идет об изменении поведения, попытках заставить бизнес отказаться от рекламной кампании или претензий к продукту. Однако в следующем году мы можем увидеть больше претензий, основанных на якобы вводящих в заблуждение заявлениях в документах листинговых компаний. Предприятиям придется более строго относиться к своим экологическим заявлениям, чтобы защитить себя от регулятивных и репутационных рисков».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz