Практика безнаказанности при неправомерных отказах страховщиков в выплатах, их занижении и затягивании скоро может уйти в прошлое. Верховный суд намерен дать страхователям-физлицам эффективный механизм для защиты их интересов.

Вчера Пленум Верховного суда РФ обсудил проект своего постановления, которое распространяет действие закона о защите прав потребителей на страхование в части, не урегулированной специальными страховыми законами. Проект может быть утвержден уже этим летом.

«Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например... договор страхования как личного, так и имущественного...), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами», – говорится в проекте постановления (есть в распоряжении АСН).
По мнению опрошенных АСН страховых юристов, из текста документа следует, что в результате страхователи – физические лица смогут:
 1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
2. Не платить госпошлину.
3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.

Кроме того, если страховщик проиграет суд, он дополнительно заплатит в бюджет штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, считает старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.
Постановление Пленума Верховного суда является для нижестоящих судов лишь рекомендательным. Тем не менее, занятая Верховным судом в 2008 г. принципиально иная позиция привела к тому, что сейчас суды при рассмотрении страховых споров, как правило, не применяют закон о защите прав потребителей.
В результате сегодня у клиента страховой компании практически нет эффективных способов борьбы с недобросовестностью страховщика. В случае несогласия с размером выплаты, отказом в ней или задержкой он может обратиться в суд. Если суд вынесет решение в его пользу (а на судебную тяжбу уходит обычно около полугода), клиент получит лишь причитающуюся ему выплату и крошечную неустойку. Клиент также может пожаловаться на страховщика в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), выполняющую функции страхового надзора. Однако споры о размере выплаты ФСФР решить не в состоянии. Признание же жалобы клиента обоснованной в других случаях все равно не увеличит взыскиваемую со страховщика сумму.
Принятие нового постановления Пленума Верховного суда исправит это положение. Возможность обратиться в суд по месту жительства и отсутствие необходимости платить госпошлину существенно облегчат обращение страхователя в суд. Штрафы же заставят многих страховщиков пересмотреть свою выплатную политику.
Опрошенные АСН юристы поддерживают эту позицию Верховного суда и отмечают, что она давно назрела.
«Вероятно, в случае принятия проекта постановления нормы закона о защите прав потребителей будут широко применяться в массовых видах страхования: автокаско, страховании имущества граждан, – считает старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. – Очень важно, что Верховный суд наконец-то заговорил об этом. Если постановление будет принято – это будет революционный шаг».
По мнению старшего партнера «ЛексФинанс Груп» Кирилла Гацалова, постановление может сильно изменить поведение страховщиков по отношению к страхователям. В частности, оно заставит многих из них пересмотреть политику отказов и усилить работу по досудебному урегулированию претензий клиентов.
«Считаю, в проекте постановления Пленума Верховного суда выражена правильная позиция. Его принятие существенно облегчит жизнь страхователям», – старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

 

Агентство страховых новостей

Читайте также...

Малайзия: экосистема и другие факторы способствуют росту возможностей такафул

24-02-2020 Просмотров:14

Малайзия: экосистема и другие факторы способствуют росту возможностей такафул

По словам Fitch Ratings, создание исламской экосистемы, способствующей финансированию, является основной движущей...

Китай: шанхайская служба здравоохранения InsurTech стремится восполнить дефицит продуктов в…

24-02-2020 Просмотров:22

Китай: шанхайская служба здравоохранения InsurTech стремится восполнить дефицит продуктов в Гонконге

CareVoice, шанхайская международная медицинская компания InsurTech, объявила о дальнейшем расширении своего страхового...

Австралия: крупнейший фонд здравоохранения призывает к новым реформам правительства для…

24-02-2020 Просмотров:20

Австралия: крупнейший фонд здравоохранения призывает к новым реформам правительства для частного медицинского страхования

По словам Крейга Драммонда, главного исполнительного директора Medibank Private, необходимо добиться признания...

Альянс Риск Барометр 2020 - Новые технологии

24-02-2020 Просмотров:37

Альянс Риск Барометр 2020 - Новые технологии

Влияние новых технологий, таких как, например, искусственного интеллекта, автономных транспортных средств, 3D-печати,...

Цифровая обработка претензий появляется как раз вовремя для менее предсказуемого…

24-02-2020 Просмотров:35

Цифровая обработка претензий появляется как раз вовремя для менее предсказуемого мира

Страховщики внедряют новые технологии для быстрого получения фактов и данных, оптимизации ответных...

Преимущества перехода к ориентации бизнеса на клиента

24-02-2020 Просмотров:36

Преимущества перехода к ориентации бизнеса на клиента

Вместо того чтобы фокусироваться на особых точках контакта с клиентами, этот подход...

Китай прекратит двухлетнюю государственную опеку над проблемным страховщиком Anbang

24-02-2020 Просмотров:41

Китай прекратит двухлетнюю государственную опеку над проблемным страховщиком Anbang

Двухлетняя государственная опека над китайским Anbang Insurance Group Co., которая на...

Ping An увеличивает прибыль на 36%, чему способствуют инвестиции в…

24-02-2020 Просмотров:48

Ping An увеличивает прибыль на 36%, чему способствуют инвестиции в технологии

Китайский страховой технологичный гигант, группа компаний Ping An Insurance сообщил о росте...