Практика безнаказанности при неправомерных отказах страховщиков в выплатах, их занижении и затягивании скоро может уйти в прошлое. Верховный суд намерен дать страхователям-физлицам эффективный механизм для защиты их интересов.

Вчера Пленум Верховного суда РФ обсудил проект своего постановления, которое распространяет действие закона о защите прав потребителей на страхование в части, не урегулированной специальными страховыми законами. Проект может быть утвержден уже этим летом.

«Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например... договор страхования как личного, так и имущественного...), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами», – говорится в проекте постановления (есть в распоряжении АСН).
По мнению опрошенных АСН страховых юристов, из текста документа следует, что в результате страхователи – физические лица смогут:
 1. Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
2. Не платить госпошлину.
3. Требовать со страховщика возмещения морального вреда.

Кроме того, если страховщик проиграет суд, он дополнительно заплатит в бюджет штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, считает старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.
Постановление Пленума Верховного суда является для нижестоящих судов лишь рекомендательным. Тем не менее, занятая Верховным судом в 2008 г. принципиально иная позиция привела к тому, что сейчас суды при рассмотрении страховых споров, как правило, не применяют закон о защите прав потребителей.
В результате сегодня у клиента страховой компании практически нет эффективных способов борьбы с недобросовестностью страховщика. В случае несогласия с размером выплаты, отказом в ней или задержкой он может обратиться в суд. Если суд вынесет решение в его пользу (а на судебную тяжбу уходит обычно около полугода), клиент получит лишь причитающуюся ему выплату и крошечную неустойку. Клиент также может пожаловаться на страховщика в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), выполняющую функции страхового надзора. Однако споры о размере выплаты ФСФР решить не в состоянии. Признание же жалобы клиента обоснованной в других случаях все равно не увеличит взыскиваемую со страховщика сумму.
Принятие нового постановления Пленума Верховного суда исправит это положение. Возможность обратиться в суд по месту жительства и отсутствие необходимости платить госпошлину существенно облегчат обращение страхователя в суд. Штрафы же заставят многих страховщиков пересмотреть свою выплатную политику.
Опрошенные АСН юристы поддерживают эту позицию Верховного суда и отмечают, что она давно назрела.
«Вероятно, в случае принятия проекта постановления нормы закона о защите прав потребителей будут широко применяться в массовых видах страхования: автокаско, страховании имущества граждан, – считает старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков. – Очень важно, что Верховный суд наконец-то заговорил об этом. Если постановление будет принято – это будет революционный шаг».
По мнению старшего партнера «ЛексФинанс Груп» Кирилла Гацалова, постановление может сильно изменить поведение страховщиков по отношению к страхователям. В частности, оно заставит многих из них пересмотреть политику отказов и усилить работу по досудебному урегулированию претензий клиентов.
«Считаю, в проекте постановления Пленума Верховного суда выражена правильная позиция. Его принятие существенно облегчит жизнь страхователям», – старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.

 

Агентство страховых новостей

inn 300x200

Читайте также...

Предложения Великобритании о предоставлении финансовых услуг в ЕС «неприемлемы»

03-07-2020 Просмотров:108

Предложения Великобритании о предоставлении финансовых услуг в ЕС «неприемлемы»

Британские предложения предоставить Лондонскому Сити доступ к Европейскому союзу «неприемлемы», потому что...

Основной фактор спада рейтингов - стресс активов: Fitch

03-07-2020 Просмотров:206

Основной фактор спада рейтингов - стресс активов: Fitch

После анализа влияния COVID-19 на североамериканских перестраховщиков, агентство Fitch Ratings определило, что...

Страховщики и банки Великобритании и должны обеспечить управление климатическими рисками…

03-07-2020 Просмотров:146

Страховщики и банки Великобритании и должны обеспечить управление климатическими рисками к концу 2021 года

Банки и страховщики в Британии должны реализовать к концу 2021 года планы,...

Южноафриканских страховщиков вынуждают оплачивать иски о прекращении бизнеса из-за COVID-19

03-07-2020 Просмотров:217

Южноафриканских страховщиков вынуждают оплачивать иски о прекращении бизнеса из-за COVID-19

Более 500 мелких южноафриканских фирм пытаются опротестовать отказ страховщиков по выплатам прерывания...

Коммерческие автостраховщики США сообщают о наихудших потерях за десятилетие: AM…

03-07-2020 Просмотров:123

Коммерческие автостраховщики США сообщают о наихудших потерях за десятилетие: AM Best

Убытки от андеррайтинга в сегменте коммерческого автомобильного страхования США в 2019 году...

ВСС дал предложения Минфину по стратегии развития страхования в РФ…

03-07-2020 Просмотров:120

ВСС дал предложения Минфину по стратегии развития страхования в РФ до 2024 г.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предложил Минфину РФ разработать ряд законопроектов и поправок...

Ллойд предлагает решения для выхода из кризиса COVID-19

02-07-2020 Просмотров:264

Ллойд предлагает решения для выхода из кризиса COVID-19

В сотрудничестве с британскими и глобальными консультативными группами Ллойд разработал три структуры...

От Enron до Wirecard: аудиторские компании «Большой четверки» по-прежнему сталкиваются…

02-07-2020 Просмотров:104

От Enron до Wirecard: аудиторские компании «Большой четверки» по-прежнему сталкиваются с системными проблемами

Два десятилетия финансовых катастроф от краха Enron Inc. в 2001 году до...