В I квартале этого года впервые обозначилась тенденция к сокращению страхового рынка. По итогам трех месяцев страховые взносы упали по сравнению с предыдущим кварталом, хотя раньше начало года стабильно приносило страховщикам 25%-ный рост. Эксперты говорят, что дело в сокращении "зарплатных схем" — в этом квартале не было обычного для первых месяцев года двукратного роста сборов по страхованию жизни.
Общие сборы российских компаний по итогам I квартала — 74,1 млрд руб. По данным Минфина, это на 8,6% больше, чем годом ранее. "Все ждали более серьезного роста", — говорит крупный страховщик. На самом деле никакого роста нет вообще — по сравнению с IV кварталом 2001 г. отмечено снижение на 0,5%.
Обычно I квартал — самый урожайный для страховщиков: именно в это время заключается наибольшее число договоров страхования. Так что до сих пор в истории российского страхового рынка не было случаев, чтобы сборы I квартала оказывались ниже, чем в предыдущие три месяца. Рост подстегивали в первую очередь резко увеличивающиеся сборы по страхованию жизни (в I квартале 2000 г. они выросли на 117% по сравнению с IV кварталом 1999 г., в I квартале 2001 г. — на 90%). В I квартале этого года "жизнь" выросла лишь на 6%.
По словам руководителя отдела компании "Эксперт РА" Евгения Решетина, всплески прежних лет объяснялись тем, что именно в начале года "закачивались" взносы в зарплатные схемы. В нынешнем году, однако, массовой "закачки" не было. Страховщики уверены, что дело в сознательном отказе страховщиков и их клиентов от налогового планирования через страховые схемы. "Это очевидно", — считает президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль.
По его словам, отказ от схем вызван двумя причинами. Первая — грядущее обложение аннуитетов налогом на доход, вторая — сознательность страховых компаний. Некоторые из них — например, "Россия", "АльфаСтрахование" — стали отказываться от схем еще в 2000-2001 гг. и даже заявили об этом публично. По итогам I квартала взносы по "жизни" упали у "РЕСО-Гарантии", "Интеррос-Согласия".
Власть боролась со страховыми схемами давно, используя все доступные ей методы — от убеждения до тщательных проверок особо "отличившихся" страховых компаний. Скоро рынку "зарплатного" страхования жизни объемом в $4,5 млрд будет нанесен самый серьезный удар: поправки в НК, принятые во втором чтении, предполагают, что с выплат дохода по полисам страхования жизни будет браться подоходный налог. А значит, схемы будет строить сложнее.
О по-настоящему массовом отказе от налогового планирования говорить еще рано. В структуре поступлений доля "жизни" по-прежнему велика — 45%. Страховщики понимают, что эта доля будет сжиматься и дальше, и не рады этому — ведь снижение сказывается на общих показателях рынка. Если тенденция сохранится, то к концу года рынок придет с таким же результатом, что и в прошлом году, в то время как раньше его объем каждые 12 месяцев почти удваивался.
Коваль надеется, что дальнейшего спада не будет. "Компании ориентируются на классическое страхование жизни", — думает он. Топ-менеджер крупной страховой компании, наоборот, считает, что схемы еще могут воспрянуть — ведь налог на аннуитеты вступит в силу только с начала будущего года, а налоговое бремя пока не снижается. А бывший глава страхнадзора, а ныне депутат Илья Ломакин-Румянцев считает, что государству вообще надо прекратить вводить налоги на страховые операции — ведь участники рынка ни в чем не виноваты. "Если взятки берутся борзыми щенками, это не значит, что всех щенков надо перебить", — говорит он.
Ведомости, Павел МИЛЕДИН