22
Пт, нояб

Цифровизация и ВТО: готовы ли российские страховщики к конкуренции?

Digital businessС августа будущего года значительно упростится доступ иностранных страховых компаний на российский рынок. Если иностранные страховщики воспользуются этой возможностью, то конкуренция на рынке заметно усилится. От этого выиграют потребители страховых услуг, но готовы ли к ней российские компании?

Если до сих пор иностранные страховщики обязаны были создавать отдельные дочерние компании, то с августа 2021 года они смогут открывать собственные филиалы без образования отдельных юрлиц. Один из основных вызовов для отечественных страховщиков — сфера технологий, которые сегодня становятся решающим преимуществом. Процесс цифровизации страховой индустрии на Западе и даже на Востоке (Китай, Индия) начался раньше, чем в России. Эта фора по времени позволила «иностранцам» создать ощутимый задел.

Только в прошлом году, по данным компании Willis Towers Watson, объем средств, привлеченных иншуртех-компаниями, составил 6,37 млрд долларов, или более трети всего объема финансирования, поступившего в индустрию за все время ее существования. Первыми в этой области, с огромным отрывом, стали США, на которые пришелся подавляющий объем иншуртех-сделок. В числе других стран-лидеров по этому показателю находятся Великобритания, Китай, Германия и Индия. В России подобные проекты, как и их финансирование инвесторами, пока представлены единичными случаями.

Запрос на цифровизацию страхования идет в основном от клиентов, которым нужны индивидуальные тарифы, удобные онлайн-продажи с возможностью скомпоновать страховой продукт под свои требования, а также быстрое и бесшовное онлайн-урегулирование.

Российские страховщики в массе своей готовы удовлетворить эти запросы. Например, по данным агентства «Эксперт РА», цифровизация процесса продаж страховых продуктов в России сегодня близка к 100%, а около 60% компаний предоставляют своим клиентам сервисы дистанционного урегулирования убытков. На российском рынке уже есть и полностью «цифровые» игроки: например, сервис автострахования Mafin для онлайн-приобретения и урегулирования убытков по автокаско и ОСАГО.

Интересен подход к тарификации в его модели: здесь не 10–20 стандартных параметров, а несколько десятков, и на основе анализа больших данных выводятся зачастую неожиданные взаимосвязи параметров автомобиля и уровня риска. К примеру, то, что редкие цвета машины более «опасны» с точки зрения вероятности ДТП, но для разных марок машин фактор цвета на безопасность влияет по-разному (вероятность ДТП для желтых машин выше, чем для черных или серых; но при этом черный цвет у представительских марок «опаснее», чем у авто эконом-класса). Учет всех факторов, которые ранее не рассматривались как влияющие на риск, дает возможность более персонализированной тарификации и более гибкого управления убыточностью. Страхователи с низким риском получают существенную экономию, с более высоким риском платят больше.

Не так просто идет процесс цифровизации у страховщиков жизни. Их продукты труднее сделать стандартизированными, поскольку значительную их долю составляют сложные финансовые инструменты (тот же НСЖ). Но решение вопросов с упрощенной удаленной идентификацией и внедрение онлайн-урегулирования в этой сфере ускорят цифровую революцию, и страховщики жизни еще могут обогнать своих «нон-лайф» коллег. В этом сегменте лидерами цифровизации Фонд «Сколково» назвал компании «Капитал Life», «ППФ Страхование жизни» и «Ренессанс Жизнь». «Капитал Лайф» с Райффайзенбанком первыми на рынке внедрили оплату взносов по СБП. Уверен, что в скором будущем взносы и выплаты в большинстве сегментов страхования будут осуществляться «в один клик».

Автор: Павел САМИЕВ

Источник: Банковское обозрение