26
Вт, нояб

Клиенты российских страховых компаний останутся без гарантий

Минфин не поддержит предложения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по созданию гарантийного фонда для страховщиков. Жесткая критика предложений ФСФР уже отправлена в правительство и на днях будет опубликована на сайте Минфина, рассказал «Известиям» замминистра финансов Алексей Саватюгин.

О необходимости создания специальных резервных фондов с государственным участием по аналогии с системой страхования вкладов в банках руководство ФСФР заговорило в начале года. Инициатива была спровоцирована двумя крупными банкротствами - компаний «Росстрах» и «Ростра». По мнению регулятора, создание гарантийных фондов сможет гарантировать клиентам защиту в подобных случаях. Однако Минфину идея не понравилась. 

- За рубежом создание систем гарантирования исполнения страховщиками обязательств практикуется только в обязательных видах и видах долгосрочного страхования, - говорит Саватюгин. - Введение механизма исполнения обязательств недобросовестных страховщиков за счет добросовестных, мягко говоря, юридически небесспорно. А для создания добровольных дополнительных резервов у страховых компаний нет никаких законодательных ограничений.
Кроме правовых несоответствий, по мнению Саватюгина, в целом идея ФСФР повлечет негативные социально-экономические последствия: вырастут страховые тарифы по добровольному страхованию, а сами страховщики потеряют мотивацию добросовестно выполнять свои обязательства - ведь убытки клиента в любом случае будет покрыты за счет резервного фонда. Иными словами либо за счет других участников рынка, либо государства. И поэтому страховые компании рано или поздно начнут выводить ликвидные активы, предназначенные для осуществления страховых выплат.
При этом, как полагают в Минфине, уже сейчас ФСФР имеет все рычаги, чтобы наладить работу. Для этого регулятору нужно провести комплексный анализ причин банкротств страховщиков и наладить качественный мониторинг их финансового состояния. И в случае проблем - вовремя принимать решения о реорганизации страховой компании или увеличении ее уставного капитала.
С Саватюгиным согласен глава Финпотребсоюза Игорь Костиков.
- Сейчас есть гораздо более актуальные и срочные проблемы, чем гарантийный фонд, - подчеркивает он. - Сейчас потребители страховых услуг вообще никак не защищены от произвола страховых компаний - они очень часто идут на сговор с оценщиком, чтобы минимизировать выплаты своим клиентам. И ФСФР вообще ничего не делает в этом направлении. Есть проблемы с саморегулируемыми объединениями страховщиков, которые в случае разногласий между компанией и клиентом всегда встают на сторону «своих». Но ФСФР вместо решения реальных проблем демонстрирует только законодательную активность.
Председатель совета директоров группы компаний «Алор» Анатолий Гавриленко уверен, что такой фонд был бы полезным только в том случае, если о нем договорятся сами участники рынка.
- Гарантийные фонды пока еще никому не мешали, - рассуждает он. - Я не верю, что государство примет в этом участие, но если сами страховщики захотят создать такой - то почему бы и нет? Конечно, тарифы будут подниматься, но у клиента будет гарантия, что его убытки будут компенсированы.
В ФСФР готовы к диалогу. Как пояснили «Известиям» в службе, механизм по защите клиентов страховых компаний, которые прекратили свою деятельность, в любом случае необходим. И создание гарантийных фондов - только один из вариантов, и в службе готовы к дополнительному обсуждению и проработке этого вопроса.

Газета «Известия», Александра БАЯЗИТОВА