13
Ср, нояб

ЦБ России может запретить гендерную дискриминацию автовладельцев

Банк России может наложить запрет на дифференциацию тарифов ОСАГО в зависимости от пола автовладельца. О намерении уточнить недавно принятые ЦБ критерии, которые запрещено использовать при расчете цены полиса, сообщила глава регулятора Эльвира Набиуллина.

Страховщики считают, что необходимости добавлять гендер к таким недопустимым идентификаторам, как национальность, раса, язык или политическая ориентация, нет, поскольку он выступает лишь одним из десятков факторов в актуарных расчетах. Статистика между тем фиксирует, что ущерба от женщин при происшествиях на дорогах меньше, чем от мужчин, но в ДТП они попадают чаще.

С 24 августа внесенные в закон об ОСАГО изменения дали страховщикам больше свободы в тарификации — теперь они, в частности, могут учитывать манеру езды водителя с точки зрения грубых нарушений правил. Одновременно ЦБ установил перечень критериев, на которые страховым компаниям запрещено опираться при оценке клиента,— это раса, национальность, религия, должность, принадлежность к политическим партиям. Указание ЦБ, позволяющее страховщикам пользоваться новой системой расчета тарифов, вступило в силу 5 сентября.

В пятницу, то есть спустя всего две недели, глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что регулятор, возможно, вернется к вопросу о критериях, по которым запрещена тарификация: «В том числе и по гендеру, обсудим еще раз».

Как пояснили “Ъ” в пресс-службе ЦБ, «пока всего несколько страховщиков применяют или планируют применять фактор пола водителя при определении стоимости полиса».

В ЦБ считают, что компании, использующие этот фактор, действуют последовательно и устанавливают на первом этапе минимальные различия в базовой ставке тарифа в зависимости от пола водителей, опираясь на имеющуюся у них статистику. «Статистика показывает, что пол водителя является статистически значимым фактором, и водители-женщины в целом несут меньший риск, чем водители-мужчины. Мы продолжим смотреть за развитием ситуации и, если увидим какие-либо перекосы в ценообразовании, вернемся к обсуждению факторов, которые компании не могут использовать»,— пояснили в ЦБ.

Участники рынка отмечают, что гендер — лишь один из многих критериев при расчете цены ОСАГО. «Мы применяем от 11 до 40 факторов при тарификации,— говорит замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин.— Их набор зависит от того, насколько хорошо мы знаем клиента и историю его убыточности. Это вопрос не только пола, но и возраста, и ряда других критериев. Страхование — это актуарная наука». Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов отмечает, что «накоплена интересная статистика по каско, и мы ее изучаем с точки зрения возможности применения в ОСАГО». По его словам, из статистики следует, что женщины более аккуратные водители: «Последствия их ошибок на дороге менее значительны в сравнении с мужчинами».

Впрочем, несмотря на уверения страховщиков, что гендер является лишь одним из десятка факторов, анализ цен на ОСАГО показывает, что женщины за рулем платят все же больше мужчин — особенно молодые.

По данным статистики «Согласия», полис ОСАГО, к примеру, для мужчин старше 55 лет в среднем стоит 4,9 тыс. руб., для женщин того же возраста — 5,3 тыс. руб. Для молодых водителей 18–25 лет разница еще больше, почти 2 тыс. руб.— 6,3 тыс. руб. и 8,2 тыс. руб. за полис соответственно. По данным компании в сегменте автокаско, женщины попадают в ДТП на 5–10% чаще мужчин, но при этом у последних аварии более разрушительные: средний убыток у них несколько больше (на 2–3%). «Тариф устанавливается для каждого водителя индивидуально и зависит главным образом от автомобиля и качества вождения. Такие факторы, как пол, влияют на ценообразование для отдельных водителей в последнюю очередь»,— говорит заместитель гендиректора «Согласия» Дмитрий Кузнецов.

Автор: Татьяна ГРИШИНА

Источник: Коммерсантъ