08
Пт, нояб

Страховой рынок в России приходит в норму, но угрозы остаются: AM Best

Российский страховой рынок достиг положительного перелома, поскольку в 2018 году премии выросли благодаря продуктам, как общего страхования, так и страхования жизни, однако агентство кредитных рейтингов AM Best предупредило, что восстановление было «хрупким», поскольку угрозы сохраняются.


В отчете о российском страховом рынке агентство сообщило, что «более строгий надзор» со стороны регулятора страны Центрального банка России (ЦБ РФ) сократил количество компаний на рынке, так как более мелкие страховщики не смогли пройти более тщательную проверку. Количество страховых компаний, работающих в России, сократилось до 199 в 2018 году с более чем 700 компаний десятью годами ранее.

AM Best сослался на финансовые показатели страхового рынка, представленные ЦБ РФ, которые показывают, что общий объем страховых премий вырос на 16% до 1,48 трлн рублей ($23 млрд). Увеличение было обусловлено ростом премий как в секторе страхования жизни, так и в секторе общего страхования.

«С точки зрения прибыльности российские страховщики извлекли выгоду из солидной доходности инвестиций и улучшенных комбинированных коэффициентов, при этом рынок общего страхования показал рентабельность собственного капитала примерно 31 % (22 % в 2017 году)», - говорится в отчете.

Однако агентство предупредило, что восстановление рынка остается под вопросом из-за угроз в отношении автогражданской ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) и страхования жизни.

Автострахование в России рассматривалось как «одна из самых сложных областей» на страховом рынке, в частности из-за слабых показателей ОСАГО. Но в 2018 году показатели автострахования улучшились, так как ОСАГО и КАСКО продемонстрировали рост премий и хорошую прибыльность, чему способствовали рост продаж автомобилей и частичная либерализация тарифов ОСАГО.
Тем не менее, устойчивость улучшения эффективности остается под вопросом.

«Большая гибкость в установлении тарифов в сочетании с растущей конкуренцией может в конечном итоге привести к занижению цен, поскольку страховщики стремятся увеличить свою долю на рынке», - говорится в отчете.

Дальнейшие угрозы сохранения прибыльности автострахования включают потенциальное увеличение агентских комиссий, «которое может возрасти, поскольку посредники приобретают все большее влияние в ОСАГО, которое становится все более востребованным направлением бизнеса, и трудности в расчете резервов из-за меняющихся тенденций в отношении требований».

AM Best отмечает: «В своих внутренних стресс-тестах страховщики должны учитывать такие сценарии, как рост произошедших, но не заявленных убытков, неблагоприятные результаты по спорным претензиям и неожиданный всплеск инфляции, приводящий к более высоким затратам на запасные части для автомобилей».

В отчете говорится, что страховщики жизни могут со временем сжимать свою маржу, поскольку банки и другие кредитные учреждения доминируют в продажах продуктов страхования жизни. AM Best пояснил, что риск для страховщиков заключается в том, что чрезмерная зависимость от банков при продажах, обуславливает риск высокими комиссионными расходами.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz