Недавнее приостановление эксплуатации Boeing 737 MAX 8 происходит в то время, когда авиационное страхование переходит на жесткий рынок.
«Самолет Boeing 737 является самым популярным коммерческим самолетом в истории», - сказал брокер по авиационному страхованию Брэд Майнхардт вскоре после того, как страны всего мира приостановили эксплуатацию самолета в свете серьезных вопросов по механике, программному обеспечению и обучению пилотов после двух смертельных аварий менее чем за шесть месяцев (крушение 29 октября 2018 года в Индонезии Boeing 737 MAX 8, эксплуатируемого Lion Air, привело к гибели 189 человек, а крушение Boeing 737 MAX 8 Эфиопских авиалиний, произошедшее 10 марта 2019 года, унесло 157 жизней).
«Приостановление эксплуатации совпадает по времени, когда рынок авиационного страхования становится жестким в очень короткие сроки», - считает служба авиационного страхования True-Course . Причем, чем дольше срок службы самолета, тем хуже последствия, считают эксперты.
Кто заплатит?
Исследования точных причин двух смертоносных событий продолжаются, но большая часть дискуссии вращается вокруг типа программного обеспечения, которое автоматически сигнализирует самолету, чтобы он опустил нос перед сваливанием. The Guardian сообщил, что два пилота ранее подали жалобы на безопасность в отношении 737 MAX 8. Пилоты также заявили, что они недостаточно обучены, и что регуляторы были «неадекватно благосклонны» к 737-м из-за истории самолета и доминирования на рынке.
Далее следует обзор некоторых страховых линий бизнеса, которые могут ощутить финансовые трудности в результате проблем с Boeing 737 MAX 8 и стать причиной более высоких премий по страхованию авиационной и общей ответственности для страхователей, а также привезти к повышению цен на поездки для потребителей, поскольку авиакомпании начинают урегулировать множество судебных исков.
Ответственность за продукцию и операции
Судебные иски потерпевших от авиакататсроф с Boeing и его партнерами-эксплуатантами накапливаются. Один из таких судебных исков, поданных от имени пассажира Ethiopian Airlines Джексона Мусони, утверждает, что самолет не был спроектирован безопасно. В другом иске, поданном от имени десятков семей погибших в результате крушения самолета Lion Air, адвокаты заявили, что вторая авария «подтверждает наши заявления о том, что Boeing знал или должен был знать, что самолет неисправен и ничего с этим не сделал».
Компенсация жертвам аварии может составить от 2 до 3 миллионов долларов каждому.
Ответственность за приостановку эксплуатации самолетов
Согласно True-Course, «Ответственность за прекращение эксплуатации - это покрытие, которое производители, такие как Boeing, имеют в своем полисе ответственности за качество продукции. Тригером для страхового события должно быть происшествие (эфиопская трагедия) и официальное объявление со стороны властей. Полис покрывает риски производителя по его ответственности, когда предполагаемый дефект продукта обосновывает прекращение эксплуатации воздушного судна. Заявителями будут являться эксплуатанты и ущерб может быть значительным в зависимости от продолжительности времени приостановления эксплуатации».
По оценкам True-Course, только в США приостановка эксплуатации 737 MAX 8 обходится в виде упущенного дохода в размере около 9 450 000 долларов США для пострадавших авиакомпаний, а затем и для Boeing, что может быть связано с судебными исками со стороны авиакомпаний, уже эксплуатирующих самолеты, а также тех, которые, как ожидается, получат самолеты 737 MAX 8 находящиеся в настоящее время в производстве.
Более того: «Страховщики будут платить огромные суммы за юридические услуги», - говорит Шэн Роджерс, директор национальной авиационной практики страхового агентства RT Specialty. «Некоторые страховщики собираются формировать очень большие резервы, когда узнают, что это будет очень дорого».
Страхование пассажиров
Могут пройти месяцы, прежде чем международные авиационные регуляторы разрешат 737 MAX 8 снова летать, что означает, что тысячи рейсов были и будут отменены. Пассажиры, которые забронировали поездку на рейсе 737 до того, как самолеты были приостановлены в эксплуатации, и которые также имели дорожную страховку, могут впоследствии подать претензии в связи с потерей питания, проживания и услуг сопутствующих поездке.
Перестрахование
«Все перестраховщики ужасно нервничают из-за того, что в конечном итоге будут платить по этим требованиям Boeing», - заключает Роджерс. «Это будет очень болезненно для всех в авиационной отрасли».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz