09
Пн, июнь

Знают ли казахстанцы свои права потребителя? Результаты опроса 2024 года

population kaz91% казахстанцев знают о законе о правах потребителей, но лишь треть — о конкретных правах. Что показал опрос Министерства торговли РК в 2024 году?

Знают ли казахстанские потребители о своих правах? Посмотрим. Согласно опросу, проведённому в 2024 году Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК, 91% граждан были осведомлены о существовании законодательного акта, регламентирующего права потребителей в нашей стране.

В региональном разрезе наибольшая осведомлённость наблюдалась среди жителей Западно-Казахстанской, Костанайской и Кызылординской областей: по 95% респондентов в каждом из регионов. Наименее осведомлены оказались жители Восточно-Казахстанской области: всего 87% опрошенных.

Что касается конкретных прав, о которых знают граждане: 31% респондентов известно о праве на качество, 30% — о праве на возмещение причинённого вреда. Ещё 12% отметили осведомлённость о праве на возмещение морального вреда, по 5% — о праве на безопасность, на получение информации и на создание общественных объединений. Помимо этого, 4% респондентов знают о праве на взыскание штрафа.

Some Image

Что касается соблюдения прав потребителей в стране, 74% респондентов оценивают текущую ситуацию положительно, 16% — как среднюю, 5% затруднились ответить, а ещё 5% не удовлетворены положением дел. Годом ранее отличную оценку дали 73% респондентов, среднюю — 12,8%, неудовлетворительную — 4,1%, затруднились с ответом 10,1%.

Наиболее удовлетворены ситуацией по урегулированию вопроса прав потребителей со стороны государства жители Туркестанской (92%), Абайской (90%) и Акмолинской (88%) областей. При этом вариант ответа «неудовлетворительно» чаще всего встречался в Акмолинской области (11%), а также в Шымкенте и Атырауской области (по 10% в каждом из регионов).

В то же время 74% респондентов считают, что благодаря государственному урегулированию права потребителей стали соблюдаться лучше. Ещё 6% отметили ухудшение ситуации, 11% считают, что ничего не изменилось.

Среди опрошенных 57% интересуются своими правами потребителей, 25% — не интересуются, а 18% никогда об этом не задумывались. Большинство респондентов — 53% — не повышают свою правовую грамотность в сфере защиты прав потребителей, ещё 47% не видят в этом необходимости.

Большинство граждан узнают о своих правах через интернет: 52% респондентов. На втором и третьем местах по популярности оказались специальные блоги, порталы и прочие электронные ресурсы (21%), а также информация, полученная от знакомых, друзей и родственников (13%).

Some Image

А часто ли нарушаются права потребителей? За полный 2024 год с ущемлением своих прав столкнулись 55% респондентов, ещё 45% отметили, что таких проблем у них не было. Среди тех, кто столкнулся с нарушением своих прав, у 33% респондентов требования были удовлетворены, у 13% — не удовлетворены, ещё у 9% — удовлетворены частично.

Что говорит по этому поводу профильная статистика? По данным КПСиСУ ГП РК, по итогам января–мая текущего года было зарегистрировано 510 административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей — на 11,8% больше, чем годом ранее.

Численность лиц, в отношении которых были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, выросла на 12,7%, до 498 человек, против 442 человек годом ранее. Большинство виновных — 287 человек — в текущем году получили предупреждения, на остальных 211 человек были наложены административные штрафы. Годом ранее предупреждения получили 382 человека из 442, и только 60 нарушителям были выписаны штрафы.

В связи с этим общая сумма наложенных штрафов по итогам января–мая текущего года составила 7,7 млн тг — в 2 раза больше, чем годом ранее. Сумма взысканных штрафов достигла 4,7 млн тг, против 1,6 млн тг годом ранее (рост — в 3 раза).

Some Image