Объём производства в автомобильной промышленности Казахстана за 2024 год составил 1,9 трлн тг, против 1,8 трлн тг годом ранее.
Более половины всего выпуска в отрасли пришлось на одну лишь Костанайскую область, где расположен крупнейший автомобильный завод — Allur. Стоит отметить, что производство в регионе превысило 1 трлн тг.
Следом идёт Алматы, где работают автозаводы Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto: 567,9 млрд тг. Существенный объём был отмечен также в Карагандинской области, где находится автозавод QazTehna: 130,6 млрд тг. На остальные регионы совокупно пришлось чуть более 10% от всего объёма производства автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Автомобильная промышленность по-прежнему остаётся драйвером машиностроения РК. Так, по итогам 2024 года на неё пришлось 41% от машиностроения и почти 8% от всей обрабатывающей промышленности страны.
В региональном разрезе ситуация ещё более показательна: так, в Костанайской области автопром занимает внушительные 85,2% от отрасли машиностроения и почти половину от всей обрабатывающей промышленности региона. В Алматы автопром обеспечивает 72,3% от машиностроения и почти треть от всей обрабатывающей промышленности мегаполиса.
Есть все предпосылки к тому, что автомобильная промышленность ещё больше увеличит свою долю в машиностроении и обрабатывающей промышленности. В 2024 году объём инвестиций в автопром достиг колоссальных 189,8 млрд тг — в 21 раз больше, чем в 2019-м, и в 5,3 раза больше, чем в 2023 году.
В натуральном выражении за январь–декабрь 2024 года в Казахстане было произведено 144,7 тыс. автомобилей — на 2% меньше, чем за аналогичный период 2023-го.
Почти 63% всех выпущенных автомобилей пришлось лишь на автозавод Allur: 90,5 тыс. единиц транспортной техники — на 0,3% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что доля Allur в автопроме РК четвёртый год подряд составляет 61%–63%.
Следом идёт Hyundai Trans Kazakhstan: 31,4%, или 45,4 тыс. автомобилей — на 7,1% меньше, впрочем, чем в 2023 году. На остальные автозаводы суммарно пришлось 6,3% производства, или 8,8 тыс. авто.
Несмотря на незначительный спад производства в секторе, продажи новых легковых и коммерческих автомобилей выросли на 3,2%, составив за январь–декабрь 2024 года рекордные 205,1 тыс. единиц. Рекорд был достигнут благодаря продажам в четвёртом квартале, которые составили 68,1 тыс. авто — на 26,1% больше, чем в предыдущем квартале, и на 12,2% больше, чем годом ранее.
Лидером по реализации новых автомобилей среди дистрибьюторов по итогам четвёртого квартала 2024 года стал Allur: 42,6% от всех продаж. Следом идёт Astana Motors с долей на рынке в 37,6%. На Orbis Auto и Toyota Motor Kazakhstan пришлось 5,8% и 5,4% от квартальных продаж новых легковых автомобилей и коммерческой техники соответственно. В целом за 2024 год доля Allur составила 38,3%, удельный вес Astana Motors — 40,9%, доли Orbis Auto и Toyota Motor Kazakhstan — 6,2% и 2,8% соответственно. На других дистрибьюторов совокупно пришлось 11,8% продаж.
В одном лишь декабре 2024 года было продано 25,6 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей, что стало рекордом месячных продаж. За месяц продажи выросли на 22%, а по сравнению с декабрём 2023 года — на 8,7%.
В топ-10 легковых и коммерческих автомобилей по продажам за январь–декабрь 2024 года доминируют бренды двух дистрибьюторов. В тройке лидеров оказались Hyundai, дистрибьютором которого является Astana Motors (44,2 тыс. ед.), а также Chevrolet и Kia от Allur (30,9 тыс. и 23 тыс. ед. соответственно). В число самых продаваемых брендов от Allur также вошли JAC (11,8 тыс. ед.) и Jetour (9,5 тыс. ед.), а от Astana Motors — Chery (14,9 тыс. ед.), Haval (11 тыс. ед.) и Changan (8,5 тыс. ед.).
Самой продаваемой моделью, как и прежде, остаётся Chevrolet Cobalt: 26,5 тыс. проданных автомобилей за январь–декабрь 2024 года. Следом идут Hyundai Tucson (22,4 тыс. ед.) и Kia Sportage (8,8 тыс. ед.).