Эффект низких ожиданий: инновационная деятельность уже не так финансово привлекательна для бизнеса.
За прошлый год в Казахстане на 6% выросло количество предприятий, которые использовали инновации. Их число достигло 3,6 тыс. Эту динамику вряд ли можно назвать серьёзным прорывом для экономики в целом, так как прирост произошёл в основном за счёт малых предприятий (плюс 10,8%). Они же и составили большинство: 69,4%. При этом среди более крупных компаний, которые являются основными налогоплательщиками и работодателями, инновационная активность пошла на спад. Количество средних предприятий, использующих новые технологии и научные достижения, сократилось на 5,1%, крупных — на 2,3%. В целом доля инновационно активных бизнес-организаций за 2023 год увеличилась с 11% до 11,7%.
Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, затраты бизнеса на усовершенствование и развитие в прошлом году превысили 1,8 трлн тг. Это на четверть больше, чем в 2022-м. Большую часть средств — 76%, или 1,4 трлн тг — израсходовали на так называемые продуктовые инновации. Это разработка и выпуск на рынок товаров или услуг, которые являются или совершенно новыми, или улучшенными вариантами уже ранее производимых. На инновации бизнес-процессов предприятия за год потратили 436,6 млрд тг.
Ожидаемыми финансовыми результатами инновационного развития для бизнеса являются два индикатора — сокращение расходов и увеличение доходов. Идеально, когда есть и то, и другое. Статистики БНС собирают от предприятий данные о том, какой результат они получают от внедрения инновационных технологий. Анализ этой информации за 2022-2023 годы позволяет сделать выводы о том, что в прошлом году предприятий, которые при внедрении инноваций не смогли добиться роста доходов, стало значительно больше: плюс 65,9%. Их, к слову, большинство: 2 тыс. из 3,6 тыс. компаний. На 43,5% выросло количество предприятий, у которых расходы не сократились, несмотря на внедрение новых технологий и практик. Об этом сообщили представители 2,2 тыс. компаний.
Среди организаций, которые всё же получают пользу от инновационной активности, ситуация следующая. 45,5% всех предприятий, использующих инновации, в 2023 году отчитались о росте доходов. Их доля уменьшилась по сравнению с 2022-м, когда 63,2% компаний фиксировали увеличение доходной части. Финансовая польза инноваций большей части (1,5 тыс.) компаний — увеличение доходов на 1%–24%. Предприятий, которые сумели добиться роста доходов на 51%–100%, насчитывалось совсем мало: всего 27.
Похожая тенденция наблюдалась и в аспекте сокращения расходов. Больше половины (56,5%) компаний заявили о снижении расходов на производство товаров и услуг, которого добились с помощью инноваций. Основная часть таких предприятий сумела сократить затраты на 1%–24%. Более масштабной экономии — на 51%–100% — добились только 17 бизнес-организаций.
Объём созданной инновационной продукции за прошлый год вырос на 27,7%, достигнув 2,4 трлн тг в стоимостном выражении. Реализация таких товаров и услуг составила 2,38 трлн тг. Из них большая часть пришлась на изделия или услуги, новые для самого предприятия: 1,9 трлн тг. Объём реализации новых для рынка товаров составил 531 млрд тг.
Из всех отраслей экономики самый весомый финансовый результат от инновационной деятельности получили предприятия обрабатывающей промышленности. На них пришлось 2,1 трлн тг из общего стоимостного объёма созданной продукции. Большая часть товаров и услуг таких компаний осталась на внутреннем рынке. Экспорт же инновационных товаров и услуг в секторе в прошлом году составил 343,3 млрд тг.
Остальные отрасли экономики сделали более скромный вклад в объём созданной инновационной продукции Казахстана. Пессимистично на фоне многих выглядит сфера научных исследований и разработок, где за прошлый год было создано продукции всего на 12,3 млрд т. — меньше, чем даже в сельском хозяйстве.
Любопытные данные были опубликованы БНС в разрезе ответов предпринимателей о причинах, по которым они не использовали инновации в работе своих компаний. 36,3% респондентов сообщили, что на их предприятиях не проводили технологическое оснащение или не вводили новые бизнес-процессы, потому что не было спроса на инновации. Четверть (26%) ответивших не располагали необходимыми финансовыми средствами. 11,2% компаний уже ранее обновляли оборудование и бизнес-процессы. Ещё 10,2% не стали вкладывать деньги в обновления, так как отмечали неопределённость спроса на инновационные товары или услуги.