28
Вс, апр

Рейтинг убыточности: в каких регионах РК может вырасти стоимость автостраховки в 2024 году

auto insur riskС 2024 года регулятор страхового рынка будет корректировать региональные коэффициенты при расчете тарифов ОГПО ВТС в зависимости от убыточности региона и таким образом тарифы на самый массовый вид страхования будут отражать фактические риски автовладельцев того или иного региона Казахстана.

 

Специалисты страховой компании «Евразия» провели исследование рынка обязательного автострахования на основе данных Национального банка РК и составили рейтинг убыточности регионов Казахстана по ОГПО ВТС.

ОГПО ВТС, или обязательное автострахование – самый массовый вид страхования, без него невозможна полноценная организация дорожного движения. По итогам 2022 года страховыми компаниями по данному классу было собрано свыше 112 млрд тенге, выплачено более 49 млрд тенге. Таким образом, соотношение премий к выплатам, или коэффициент убыточности, составил 43,8%.

Однако в первом полугодии 2023-го убыточность по обязательному автострахованию подскочила до 67,9% из-за резкого роста страховых выплат. Важно отметить, что данный коэффициент не учитывает расходы страховых компаний на маркетинг, операционные издержки, формирование страховых резервов, создание IT-инфраструктуры и филиальной сети.

Убыточность автострахования неоднородна по стране и отличается от региона к региону. По итогам 2022 года наибольшую убыточность по обязательному автострахованию показала Астана, где соотношение выплат к премиям составило 87,6%. В тройку лидеров по убыточности вошли области Жетысу – 78,3% и Улытау – 73,9%. Карагандинская область также в числе антилидеров – 73,2%. Отметку в 50% убыточности преодолели Туркестанская, Восточно-Казахстанская, Алматинская и Кызылординская области.

Учитывая предварительные показатели первого полугодия, показатели убыточности автострахования по итогам 2023 года вырастут ещё больше во всех регионах Казахстана.

210823 1 copy

Нужно отметить, что тарифы на обязательное автострахование как социально значимый класс установлены на законодательном уровне и не регулируются страховыми компаниями самостоятельно.

В настоящее время во всех регионах Казахстана действуют поправочные коэффициенты, которые влияют на стоимость страхового полиса. Так, в Алматы средняя стоимость обязательной автостраховки составляет 20 тыс. тенге, а в Туркестанской области – 6 тыс. тенге. Средняя стоимость полиса по Казахстану сложилась на уровне 13 тыс. тенге.

С 2024 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) для устранения дисбалансов на рынке обязательного автострахования начнёт ежегодно регулировать региональные коэффициенты на основе актуальной статистики убыточности.

Определённо, поправочный коэффициент, а вмести с ним и стоимость обязательной автостраховки вырастут в наиболее убыточных городах и областях. При этом будут защищаться и интересы автолюбителей, потому что в наименее убыточных регионах – Западно-Казахстанской (20,3%), Северо-Казахстанской (31,6%) и Атырауской областях (33,5%) – стоимость автостраховки вероятно снизится.

Кроме того, с начала года отмечается значительное повышение спроса на добровольное автострахование КАСКО, которое по сбору премий практически сравнялось с обязательным: 53 млрд тенге и 58 млрд тенге соответственно. Наблюдается трансформация рынка автострахования и постепенный переход клиентов к добровольному страхованию.

Ожидается, что в будущем страховые компании для увеличения доли добровольного страхования предложат автолюбителям более доступные по цене и простые по содержанию полисы КАСКО, а также онлайн-сервис по выплатам, чтобы снизить издержки и охватить массового клиента.

Истончник: СК "Евразия"