Водители-левши в Казахстане попадают в ДТП на 25% чаще правшей. Такие данные получены страховой компанией «Лондон-Алматы» в процессе анализа собственной статистики по страховым случаям с начала 2019 года и опроса среди застрахованных автовладельцев.
Исследование проводилось call-центром компании и в нем приняли участие почти 2000 автовладельцев г. Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 67 лет.
Участникам опроса предлагалось ответить на следующие вопросы: Вы правша или левша? Попадали ли Вы в ДТП в течение пяти последних лет? Были ли Вы виновником аварии? Часто ли Вы нарушаете правила дорожного движения при управлении автомобилем? Получили ли Вы в течение последних двух лет штрафы за нарушение скоростного режима? Испытываете ли Вы сложности при парковке автомобиля или движения задним ходом? Как вы можете определить свой характер? Какие личные качества Вы считаете главными?
Согласно данным результатов опроса, всего 14% ответили, что они являются левшами, и это каждый седьмой-восьмой водитель. Однако в ходе исследования было установлено, что 26% водителей-левшей получают штрафы за превышение скорости, а среди правшей таких всего 18%. У 29% левшей возникают трудности при парковке автомобиля, среди правшей таких только 21%. Движение задним ходом вызывает трудности у 24% водителей-левшей. Кроме того, многие из них определили себя как людей уверенных в собственной правоте, рискованных, среди своих слабых сторон водители-левши отметили чрезмерную резкость и вспыльчивость, а также рассказали о том, что иногда могут без зазрения совести проскочить на красный цвет светофора или нарушать установленные правила на дороге.
В течение 5 лет левши в среднем попадают в 2 ДТП, а правши - в 1.52 ДТП, что на 25% меньше. Причем, левши и чаще попадают в дорожные инциденты, характер аварий, как правило, является не очень серьезным, и они не несут тяжелых последствий и финансовых потерь. Поэтому, можно сказать о том, что правши – более аккуратные и законопослушные водители.
Аналитики СК «Лондон-Алматы» считают, скорее всего, причина в том, что машины, дорожные знаки и прочие предметы, с которыми взаимодействуют водители, спроектированы исходя из особенностей правшей. Левшам же в таких условиях оказывается сложнее приспособиться к вождению.
Кроме того, сотрудники Чикагского университета обнаружили: решения человека зависят от того, какая рука у него ведущая. Оказывается, правши обычно тянутся к предметам, расположенным с правой стороны, а левши - к тому, что находится слева. Так, правша чаще будет брать печенье из коробки, если она стоит справа от него. Поэтому, согласно мнению аналитиков, водители-левши с большей вероятностью рефлекторно повернут налево на полосу встречного движения, чем повернут направо, с дороги. А в Казахстане, как и во многих других странах, дороги имеют левостороннее движение, что удобнее для правшей.
В целом, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам в Казахстане за 9 месяцев 2019 года было зарегистрировано 11 484 ДТП, что на 3,4% больше аналогичного показателя 2018 года, когда число ДТП составляло 11 106. В сравнении с прошлым годом зарегистрирован рост числа погибших в авариях граждан на 6,1% с 1 463 до 1552. Количество раненных с начала 2019 года составило 15 324 человек.
Наибольшее количество травмированных в ДТП в Алматы – 4 073, наименьшее в СКО – 173. По статистике самой опасной областью по ДТП со смертельным исходом является Алматинская – 374, наименьшее количество в СКО – 17. Больше всего при ДТП страдают мужчины – 1118, женщины – 434, в том числе несовершеннолетние – 165.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах» Комитетом по правовой статистике и специальным учетам учитываются лишь дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли гибель или ранение людей.
Независимо от того, является ли водитель левшой или правшой, он обязан приобретать полис обязательного страхования ответственности автовладельца и страховщик не имеет возможности отказать обратившегося к нему автовладельцу в заключении договора страхования. Но учитывая такую особенность поведения водителей, как левша или правша, страховщики могут принимать решение в отношении рисков таких водителей уже в добровольном автостраховании.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz