Уровень жизни казахстанцев недостаточен для роста популярности страхования имущества, сообщает Kapital.kz
Из более чем 44 тыс. жителей пострадавшего от взрывов города Арыс только один человек, по последним данным от страховых компаний, подал заявление о наступлении страхового случая. При этом в целом по стране за пять месяцев текущего года прирост по добровольному имущественному страхованию составил 23%, увеличившись в сравнении с прошлым годом с 41 млрд до 50,5 млрд тенге.
Такой рост можно объяснить очень просто: страхуют недвижимость ипотечные заемщики или те, у кого имущество находится в залоге. Это связано с требованиями банков. По наблюдениям страховщиков, они редко встречают в своих офисах казахстанцев, которые приходят в страховую компанию для передачи рисков. По мнению Ергали Бегимбетова, председателя правления АО «СК «Amanat», у населения нет понимания того, что при наступлении страхового случая не придется восстанавливать нанесенный ущерб за свой счет, а этим будет заниматься страховая компания. При этом подобное отношение к страхованию недвижимости распространено не только среди физических лиц, но и среди владельцев нежилых помещений.
«Даже по залоговому имуществу, где банки требуют в обязательном порядке страховой полис, отдельные граждане и компании стараются застраховать недвижимость не по рыночной стоимости, а только на залоговую сумму. Главное, чтобы на руках был документ о страховании для предоставления в банк по его требованию. В первую очередь, население отпугивают недоверие к финансовым институтам и низкий уровень страховой грамотности. Большая часть казахстанцев относятся к страховке как к налогу, и не торопятся оформить полис надлежащим образом», – отмечает Ергали Бегимбетов.
Правда, по словам Андрея Копова, страхового омбудсмена Казахстана, прежде чем говорить о культуре страхования, необходимо учесть уровень жизни казахстанцев. «Если есть выбор – выделить часть семейного бюджета либо на продукты первой необходимости, либо на страховку, то казахстанцы со средним уровнем дохода и ниже выберут первое. Именно повышение уровня жизни, опираясь на опыт западных стран, повлечет увеличение спроса на страхование недвижимости. Если у человека есть средства, чтобы откладывать часть, то он будет вкладывать в страховку. Поэтому мы пока живем по принципу «пока гром не грянет». Что касается жителей Арыса, то я не думаю, что их доходы позволяли покупать страховку. К тому же, стоит внимательно изучать условия страхования. Зачастую случаи, подобные происшествию в Арысе, по договору, могут быть указаны как «исключения». Так как речь идет о нестандартной ситуации военного характера в мирное время. Бывает, что подобные риски страховыми компаниями исключаются».
В случаях, подобных происшествию в Арысе, если клиент считает, что стандартный договор ему не подходит, и он хочет индивидуальные условия, например, увеличить количество рисков, то страховая компания предоставляет ему такую возможность. То есть каждый случай страхования имущества оценивается и пересчитывается индивидуально.
«Сумма выплаты зависит от страховой суммы, то есть рыночной стоимости объекта, которую при заключении договора клиент определяет сам, и от размера нанесенного ущерба. Житель города Арыс оценил свою недвижимость в 5 млн тенге и застраховал ее, после наступления страхового случая мы проводим независимую оценку и понимаем, какая сумма необходима для восстановления дома или квартиры. Допустим, по результатам оценки выяснилось, что требуется около 1 млн тенге на ремонтные работы. Мы производим выплату в размере данной суммы за минусом франшизы. Выплата покрыла бы все необходимые расходы – и покупку материалов, и оплату работ по восстановлению», – объясняет Ергали Бегимбетов.
По мнению страхового омбудсмена, практически каждый казахстанец должен составить индивидуальный договор со страховой компанией с учетом всех имеющихся рисков. Причина в том, что угроза подобных бедствий на территории Казахстана будет всегда. И даже те стихийные бедствия, которые раньше не были характерны для Казахстана, происходят все чаще. Увеличиваются масштабы весенних паводков, и вероятность их наступления на тех территориях, где их давно не было, тоже становится выше. Несомненно, такие резонансные события как взрывы боеприпасов подстегивают интерес к страхованию, а страховщики на примере таких событий показывают необходимость страхования. Но в серьезный приток клиентов, к сожалению, все это не выливается, потому что страхование имущества физлиц – это тот вид страхования, который пользуется спросом только тогда, когда представитель компании детально объясняет, что это такое и как оно работает. По мнению Шакира Иминова, исполнительного директора СК «Евразия», самый главный вопрос состоит в том, как мотивировать граждан приобрести полис страхования жилья. Это вопрос, который следует решить в первую очередь. Немаловажна и цена. Если она будет приемлемой, то эта инициатива вполне осуществима.
«Есть и момент, связанный с выделением государственных средств пострадавшим. Несомненно, оказывать помощь людям, попавшим в беду, необходимо, но когда эта помощь выделяется в больших объемах, наши граждане начинают считать, что государство поможет всегда, то есть восстановит жилье, причем еще и лучше прежнего. Не спорим, что государство должно оказывать первую помощь, но все остальные расходы должен нести сам человек либо его страховая компания. Если в этом году правительство страны находит деньги на постройку жилья для пострадавших от взрывов боеприпасов в Арысе, то в следующий раз оно может ничего не дать. А ущерб, как показало ЧП в Арысе, может быть просто катастрофическим, в данном случае речь идет о 20 млрд тенге», – говорит Шакир Иминов.
Во многих странах страхование от наиболее известных рисков, например, от пожара и стихийных бедствий, является обязательным. Введение такого вида страхования в Казахстане позволит переложить компенсационные расходы в случае стихийных бедствий с государства на граждан. Природные катастрофы прямо или косвенно наносят ущерб всем отраслям экономики через непосредственное уничтожение капитальных ресурсов, перебои в логистике, поставках энергии. Инструмент страхования позволяет снизить убытки как компаниям, так и физическим лицам, в том числе через государственно-частное партнерство.
«Нельзя обойти вниманием и новые глобальные тренды: мы находимся на пороге четвертой технологической революции и новых опасностей, которые уже сейчас реализовываются, нанося ущерб экономике многих компаний и предприятий, – считает исполнительный директор СК «Евразия». – В связи с этим многие компании, сокращая расходы, первым делом урезают или вообще убирают статью расходов на страхование из своего бюджета. Так поступают те, кто не сталкивался с серьезными последствиями от частичной или полной утраты бизнеса в результате непредвиденного страхового события. Компании, знакомые с такими событиями, на страховании не экономят, а, напротив, расширяют свое страховое покрытие. В кризис страхование остается инвестицией в стабильное развитие предприятия».
По мнению специалиста, в ближайшие два-три года количество казахстанцев, которые будут страховать свое жилье, увеличится на 10-15%. Но пока большая часть населения Казахстана не рассматривает страхование как эффективный механизм защиты от убытков и воспринимает его как один из обязательных платежей наряду с налогами.
Тем, кто решился застраховать имущество, эксперты советуют при выборе страховой компании обращать внимание в первую очередь не на тариф, а на условия предоставления услуг и деловую репутацию компании. Например, если тариф страховой компании существенно ниже рыночного, то с большой долей вероятности у страхователя возникнут серьезные проблемы при получении возмещения ущерба. Необходимую статистику о страховой компании можно найти на официальном сайте Национального банка.