23
Сб, нояб

ОСМС получает поддержку в экспертных кругах - соцопрос

обязательное социальное медицинское страхование ОСМСЛояльность работников здравоохранения к системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) растет. Об этом говорят данные ежегодного экспертного опроса, передает МИА «Казинформ».

Больше половины, или 76,9% респондентов, принявших участие в исследовании, заявили, что работа по внедрению ОСМС идет по плану.  Каждый третий эксперт оценил качество проводимой работы на «отлично», тогда как 43,6% опрошенных сделали небольшое уточнение: по плану, но с некоторыми сложностями. К слову, в 2018 году такого мнения придерживались 52% респондентов, что, по мнению социологов, говорит о решении многих наболевших вопросов в казахстанском здравоохранении за последний год. 

Чаще всего, по данным социологического исследования, про сложности говорили заместители по лечебной работе и представители Фонда медицинского страхования, которые, в отличии от пациентов, погружены во все тонкости системы здравоохранения. При этом среди основных «подводных камней» были обозначены проблемы дефицита кадров, низкая квалификация руководителей подразделений и сотрудников, а также слабая материально-техническая база организаций, очереди и чрезмерная загруженность врачей.

Большинство экспертов ограничились высказываниями «я поддерживаю внедрение ОСМС», но так и не смогли объяснить свою позицию. Другие отметили положительные изменения в здравоохранении - создаются поликлиники в шаговой доступности, проводится автоматизация всех медицинских учреждений, частные клиники участвуют в оказании услуг ГОБМП, дорогостоящее лечение и обследование становится доступным, обеспеченность населения бесплатными лекарствами возрастает.

Отметим, всего в опросе, проведенном в апреле текущего года, приняли участие 500 респондентов из разных регионов страны и городов республиканского значения. Среди них: сотрудники регистратуры, заместители по лечебной работе, служба по поддержке пациентов, сотрудники call-центра при управлениях здравоохранения, представители частных медорганизаций, представители Фонда медстрахования, Республиканского центра развития здравоохранения, Национальных центров общественного здравоохранения, Комитетов охраны общественного здоровья, а также представители НПО в сфере здравоохранения и поддержки социально-уязвимых групп населения.

По результатам опроса, 42,2% респондентов считают, что информация об ОСМС представлена в полном объеме, количестве и ориентирована на разную аудиторию. Треть экспертов склонилась к мнению, что информации много и она детальная, но вместе с тем носит официальный характер. И только 15,5% экспертов склоны считать, что информации очень мало, и она не отвечает на вопросы граждан. Данная точка зрения, в частности,  наиболее распространена среди  сотрудников call-центров.

Примечательно, что каждый второй опрошенный респондент отметил, что ему было бы удобно получать ответы на свои вопросы об ОСМС от врачей, тогда как каждый третий хотел бы получать разъяснение из первоисточника - представителей министерства здравоохранения.

На вопрос сколько предположительно ОСМС может понадобиться времени для полноценного функционирования, эксперты разделились на три «лагеря». Треть заявили, что от трех до пяти лет, еще треть, что это произойдет в период от пяти до десяти лет. По мнению 14,3% опрошенных - это произойдет менее чем за три года, тогда как 15,2% уверены, что на это будет затрачено более десяти лет. Данной точки зрения чаще придерживаются представители частных клиник, сотрудники call-центров и общественных организаций.

Напомним, система медицинского страхования заработает в Казахстане с 1 января 2020 года. На данный момент проводится активная подготовительная работа по внедрению ОСМС, в том числе разъяснения выгод и преимуществ системы медстрахования для каждого казахстанца.