Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену в течение 14 календарных дней, пополнился абонентскими устройствами сотовой связи.
В соответствии с принятыми поправками, теперь под категорию мобильных устройств попадают, в том числе и планшеты, поэтому новые требования закона «О защите прав потребителей» касаются не только телефонов, сообщает пресс-служба АО СК «Номад Иншуранс». При этом нововведение практически никак не скажется на правах покупателей, ведь даже раньше для законного возврата мобильного устройства в двухнедельный срок, им фактически нельзя было пользоваться или повреждать упаковку, отмечает Светлана Романовская председатель правления «Национальной лиги потребителей».
На деле особых изменений для потребителей поправки в закон не несут. Потому что в условиях возврата товара (30 статья закона) четко сказано, что для этого требуется сохранить упаковку и пленку. То есть товар должен выглядеть точно также, как вы его и купили. При этом, как часто бывает, покупатели сразу снимают с телефона пленки, которые по этим правилам было трогать нельзя. С батарейки также убирается пленка. То есть эта норма никогда особо не соблюдалась. По факту, для потребителей ничего не изменилось, говорит Романовская С.
При этом, если вы купили некачественный товар, то это 15 и 30 статья закона – и вы имеете право потребовать возврата или возмещения материального, или морального ущерба. Те поправки, которые сейчас внесли в 30 статью закона, касается только 14-дневного срока возврата. В них предполагается, что этот товар не должен быть в употреблении или использоваться. В случае же, если вы его вскрыли, говорили по телефону, то в суде продавцу очень легко доказать, что товар был в употреблении и возврату не подлежит. В качестве доказательств эксплуатации, например, используется в том числе биллинг», - рассказала эксперт.
Статья 30 закона говорит о том, что продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара в течение 14 дней. При этом, если документы, подтверждающие факт приобретения товара (чеки, гарантия и так далее), были утеряны, обмен или возврат товара можно произвести только если покупатель докажет факт покупки. Несмотря на это, до введения поправок покупателю не требовалось никаких обоснований для возврата товара и его можно было вернуть, если, например, перестал нравиться цвет.
«Мы в лиге говорили о том, что эта норма никак не могла быть реализована в отношении сотовых телефонов. На практике было также, практически ничего не изменилось. Другими словами, как вы теперь можете вернуть товар в течение двух недель: если вас ввели в заблуждение при покупке товара, то это статья 190 административного кодекса (введение в заблуждение). Например, если вам сообщили о других характеристиках телефона, а на практике они не соответствуют действительности. Это попадает под 15 статью закона о потребителях или статью 190 КоАП. С другой стороны, если вам теперь устройство просто не понравилось по цвету, то да, вы больше не сможете его вернуть. Мы рекомендуем проверять и вскрывать устройства, не отходя от пункта продажи», - добавила эксперт.
Также важно помнить, что в случае покупки устройства в подарок и открыли его только дома, то любое доказательство, подтверждающее его несоответствие товарному виду или информации продавца, в виде фото и видеосъемки может быть предъявлено в суде. В дальнейшем собранные вами доказательства могут предъявляться в претензионном порядке через общество по защите прав потребителей или при обращении в суд.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz по сонове материала АО СК «Номад Иншуранс»