23
Пн, дек

Казахстанцы верят в пользу страхования

87% страховых сборов компаниям обеспечили добровольные взносы. В то же время законодательно отрасль всё ещё «усечена» ограничениями. В целом страховой рынок начал год с прорыва: объёмы собранных премий подскочили на 41%, выплат — на 11%

Страховые компании начали год с уверенного роста объёмов собранных премий по двум из трёх позиций. Так, страховые премии по всем видам страхования выросли за год сразу на 40,8%, до 64,5 млрд тг. При этом если объёмы премий в сфере добровольного имущественного и добровольного личного страхования подскочили год-к-году сразу на 56,2% и 53,8% соответственно, то премии в сегменте обязательного страхования сократились на 12,4% за год. Общий годовой рост составил по итогам января сразу 40,8%; в результате объём собранных премий достиг уже 64,5 млрд тг.

Драйверы страхования в целом — добровольные сегменты. По итогам 2018 года премии по добровольному имущественному страхованию составили 39,3% от всего объёма страховых сборов, по добровольному личному — 34,1%, а по обязательному — всего 26,5%.

В «Ассоциации страховщиков Казахстана» (АСК) отмечают, что обязательное страхование внедрено в социально значимые и подверженные высокому риску сферы человеческой деятельности. Добровольное страхование — инструмент управления непредвиденными расходами для стремящихся обезопасить путём страхования свои кошельки и обращающихся к страховщикам по собственному выбору и усмотрению.

Таким образом, Казахстану необходима точка роста страхового рынка: розничное страхование, где застрахованным объектом может стать что угодно — от дома или квартиры до дорогого мобильного телефона, ювелирного украшения, произведения искусства или личных вещей, а также рисков невылета на запланированный отдых или непредвиденных судебных расходов. Ограничения здесь могут быть только со стороны законодательства.

По словам участников «Ассоциации страховщиков Казахстана», сегодня законодательные требования относят страховые организации по общему страхованию к субъектам финансового мониторинга. Напомним, законодательство призвано пресечь риски отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ). Однако, по сообщению АСК, международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) относит к субъектам финансового мониторинга только страховые оганизации, осуществляющие накопительное страхование и страхование инвестиций.

Специалисты АСК отмечают, что страхование в РК составляет всего 0,4% от ВВП. Розничное страхование, на развитии которого держится страховой рынок, теоретически может поднять показатель хотя бы до уровня соседней Российской Федерации — 2,4%. Заметим, в развитых странах мира показатель достигает 7–8%.

В АСК утверждают: проверка клиентов до установления деловых отношений в сфере страховой деятельности не решает проблему предупреждения рисков ОД/ФТ, но при этом создает препятствия для быстрого и качественного обслуживания клиентов, что особенно сильно отражается на розничном страховании. По факту же реальный риск ОД/ФТ в страховании может возникнуть только при осуществлении страховой выплаты.

Казахстанские страховщики предлагают проводить проверку клиента только при осуществлении страховой выплаты и только в отношении выгодоприобретателя/потерпевшего, а не страхователя, так как получателем страховой выплаты является третье лицо, не имеющее отношения к страхователю.

АСК направила премьер-министру Казахстана обращение с предложением по исключению страховых организаций, осуществляющих деятельность в отрасли общего страхования, из списка субъектов финансового мониторинга.

В то же время сегодня страховщики РК делают всё для максимального упрощения и прозрачности системы страхования. Напомним, с этого года в стране заработало онлайн-страхование, внедрён электронный полис, на который переводятся владельцы транспортных средств, покупающих обязательное автострахование. Такой полис позволяет сэкономить до 10% вносимых средств, являясь и выгодным, и технологичным решением. Также создана единая страховая база данных (ЕСБД). ЕСБД регистрирует договор онлайн-страхования, в подтверждение регистрации отправляет страховщику и клиенту уникальный номер договора и хранит соответствующую запись о том, что между клиентом и страховой компанией существует договор. Автоматически формируется документ с уникальным номером — электронный полис. Полис можно получить на электронную почту или в личном кабинете клиента, на его выбор.

Заметим, именно страхование ГПО владельцев транспортных средств занимает в обязательном страховании по итогам января сразу 61,4%. А от общего количества собранных премий этот страховой сегмент занял 8,3%.

В целом обязательное страхование по итогам января составило 13,5% от всех страховых премий, собранных компаниями (против 21,6% годом ранее). Ещё 24,9% (против 22,8% годом ранее) составило добровольное личное страхование, и сразу 61,6% (против 55,5% годом ранее) — добровольное имущественное страхование.

Страховые выплаты в январе выросли на 10,9% год-к-году, до 7,4 млрд тг.

46,2% выплат осуществлено в сегменте добровольного личного страхования (против 40% годом ранее), 33,1% — в сфере обязательного страхования (против 36,1% годом ранее) и 20,7% — в сфере добровольного имущественного страхования (против 23,9% годом ранее).

Источник finprom.kz