17
Вт, июнь

ЕС готовит ГЧП для устранения ПФАС: риск для экологии, водоснабжения и страховщиков

PfasЕвропейская комиссия анонсировала планы по созданию государственно-частной инициативы, направленной на разработку технологических решений для выявления и удаления ПФАС — так называемых «вечных химикатов» — из водных источников. Этот шаг стал частью новой Стратегии устойчивости к водным угрозам, в рамках которой поставлена цель до 2027 года найти партнёров, готовых инвестировать в биотехнологии и инновационные методы очистки вод от стойких загрязнителей.

ПФАС (пер- и полифторалкильные вещества) представляют собой группу синтетических химикатов, используемых в водоотталкивающих покрытиях, упаковке, огнетушащей пене и промышленных процессах. Они чрезвычайно устойчивы к разрушению в окружающей среде, биоаккумулируются в живых организмах и ассоциируются с рисками для здоровья — от онкологии до гормональных нарушений. На фоне ужесточения регулирования выбросов в ЕС, ПФАС рассматриваются как приоритетный объект экологической и санитарной политики.

По оценкам экспертов, ежегодные экономические затраты на очистку территорий и вод от ПФАС в Европе составляют от 5 до 100 миллиардов евро. Это включает затраты на очистку питьевой воды, рекультивацию земель и медико-санитарные последствия. Еврокомиссия предлагает придерживаться принципа «загрязнитель платит», перекладывая расходы на компании, ответственные за эмиссию химикатов. При этом предусмотрено, что государственные средства могут быть направлены на «бесхозные» объекты — территории, где невозможно установить конкретного виновника.

Комиссия подчёркивает, что прорыв в методах обнаружения и устранения ПФАС может быть достигнут только через совместные инвестиции с частным сектором. Ожидается, что при наличии заинтересованных партнёров ЕС предложит модель государственно-частного партнёрства, направленную на внедрение экономически доступных и технологически реализуемых решений.

Однако, несмотря на амбиции, новая стратегия уже вызвала волну критики со стороны профильных организаций. Водная ассоциация EurEau выразила разочарование тем, что акцент делается на последующую очистку, а не на предотвращение загрязнения у источника, в частности — на запрет ПФАС-содержащих продуктов, таких как пестициды или удобрения. Аналогичную позицию заняла коалиция НПО Living Rivers Europe, в которую входит WWF. В заявлении коалиции подчеркивается, что инициатива ЕС «остаётся декларативной», поскольку ставит устранение загрязнения в зависимость от поисков «правильных партнёров», не обеспечивая при этом строгой ответственности загрязнителей.

Активисты также настаивают на перераспределении экономической ответственности: плата за мониторинг, очистку и восстановление водных ресурсов должна возлагаться на промышленные предприятия, а не на поставщиков водоснабжения или конечных потребителей. Особенно это актуально в контексте обсуждаемого запрета на использование ПФАС в огнетушащих составах, принятие которого ожидается до конца 2025 года.

Для страхового сектора данная тема имеет несколько ключевых измерений. Во-первых, возрастают экологические и правовые риски для предприятий, использующих или производящих ПФАС. Это касается как прямого ущерба, так и требований по страхованию экологической ответственности (environmental liability insurance). Во-вторых, обсуждаемая инициатива может стимулировать развитие страхования экологических технологий, в том числе биотехнологических решений по очистке.

Кроме того, можно ожидать усиления контроля над объектами водоснабжения, что приведёт к увеличению спроса на страхование инфраструктурных рисков — от загрязнения до сбоев в поставках. Для самих страховщиков важно учитывать долгосрочные обязательства по убыткам, связанным с загрязнением, особенно в части рекультивации и косвенного вреда для здоровья населения.

В условиях регуляторного давления и потенциальных многомиллиардных убытков страхование, перестрахование и андеррайтинг экологических рисков становятся неотъемлемой частью устойчивости финансовых и промышленных структур. ЕС, в свою очередь, пытается совместить экологическую безопасность с инвестиционной привлекательностью решений, однако успешность стратегии будет зависеть от способности перейти от деклараций к практической реализации — с чётким определением ответственности, источников финансирования и правового статуса новых обязательств.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz