Лоик Ланчи, Арно Ванолли и Джоэле Джуссани, экономисты Swiss Re Institute, ведущей мировой перестраховочной компании, известной своим опытом в управлении рисками и страховых решениях, обсуждают в своем отчете за декабрь 2024 года потенциальный сбой в усилиях Европы по фискальной консолидации из-за геополитической напряженности и проблем роста.
Авторы утверждают, что геополитические факторы, такие как рост расходов на оборону и проблемы конкурентоспособности, могут подорвать цели фискальной консолидации Европы и привести к росту стоимости заимствований.
Эксперты моделируют сценарий ежегодных государственных расходов в размере 200 млрд евро, прогнозируя, что к 2027 году доходность 10-летних облигаций может вырасти на 130 базисных пунктов до 4,1%.
Они отмечают, что это увеличение повлияет на сектор страхования, поскольку компании, занимающиеся страхованием, отличным от страхования жизни, получат выгоду от роста государственных инвестиций, в то время как компании по страхованию жизни могут увидеть рост доходности на 50 базисных пунктов к 2029 году.
Ланчи, Ванолли и Джуссани отмечают, что «основные риски — это оборона и опасения по поводу конкуренции. Они могут подорвать усилия по сокращению дефицита, а также повысить стоимость заимствований».
В своем анализе экономисты Swiss Re прогнозируют, что доходность 10-летних немецких облигаций будет расти быстрее, чем ожидает рынок, отмечая, что «это подкрепляет наш оптимистичный базовый прогноз относительно доходности 10-летних немецких облигаций, которая, по нашим прогнозам, к 2027 году вырастет вдвое быстрее, чем прогнозируют рынки».
Они прогнозируют, что геополитическая напряженность, ведущая к увеличению государственных расходов на оборону, инфраструктуру и энергетику, может еще больше повысить доходность. Ожидается, что это увеличение расходов приведет к политическим конфликтам, которые могут создать волатильность на рынке облигаций, что повлияет на инвестиционные доходы страховщиков.
Исследователи также подчеркивают, что усилия по фискальной консолидации по всей Европе могут не соответствовать требованиям процедуры ЕС по чрезмерному дефициту.
Например, во Франции правительство прогнозирует дефицит в размере 6,1% ВВП в 2024 году, а потенциальная остановка работы правительства из-за политической нестабильности может усугубить фискальное давление. «Правительства в нескольких странах еврозоны тратят больше, чем указано в правилах ЕС, и фискальная консолидация в ключевых экономиках в 2025-2026 годах, вероятно, не будет соответствовать текущим требованиям процедур чрезмерного дефицита (EDP)».
Несмотря на эти проблемы, Ланчи, Ванолли и Джуссани предвидят сдвиг в европейской фискальной политике. Они предполагают, что правительства будут все больше настаивать на увеличении расходов для решения проблем роста, отмечая, что «помимо препятствий на краткосрочных бюджетных переговорах, мы видим потенциал для смены парадигмы в Европе».
Они также ссылаются на доклад Марио Драги «Будущее европейской конкурентоспособности», в котором предлагается увеличить расходы на промышленную политику и оборону для повышения конкурентоспособности Европы.
На основе своих симуляций экономисты подсчитали, что доходность 10-летних облигаций может вырасти на 130 базисных пунктов к 2027 году при медианном сценарии государственных расходов в размере 200 миллиардов евро в год, с максимальным экономическим эффектом в 160 базисных пунктов в 2026 году по мере развития мультипликативных эффектов. «Наша медианная симуляция ежегодных расходов в размере 200 миллиардов евро показывает, что доходность немецких 10-летних облигаций вырастет на 130 базисных пунктов до 4,1% к 2027 году. Влияние на экономический рост также будет положительным с пиковым эффектом в 160 базисных пунктов в 2026 году по мере развития мультипликативных эффектов, привлечения новых частных инвестиций и обратных базовых эффектов в 2027 году».
Авторы отчета признают, что достижение такого уровня расходов потребует политического консенсуса, который, вероятно, будет достигнут не ранее второй половины 2025 года. Они прогнозируют, что предстоящие выборы в Германии в феврале могут стать сигналом перехода к правительству, более открытому для более высокого дефицита и меньшей фискальной консолидации, особенно в свете относительно большей фискальной гибкости Германии.
Это можно сделать с помощью специальных инвестиционных фондов или путем смягчения правила долгового тормоза, шаг, который уже рассматривается ХДС. «Ключевым сигналом перехода к новой парадигме больших расходов станут выборы в Германии в феврале. По нашему мнению, результатом может стать новое правительство, более открытое для меньшей фискальной консолидации (т. е. более высокого дефицита), особенно с учетом того, что у Германии больше фискального пространства, чем у других государств-членов еврозоны. Это может быть сделано путем создания специальных фондов для инвестиций или путем смягчения правила долгового тормоза. ХДС, вероятно, основная партия в следующей коалиции, уже рассматривает последний вариант», - пишут экономисты.
Для страховщиков Ланчи, Ванолли и Джуссани отмечают, что более высокая доходность облигаций может повысить прибыльность, особенно в страховании жизни, где доходность инвестиций может вырасти на 50 базисных пунктов за пять лет в среднем сценарии. «Доходность инвестиций немецких страховщиков жизни может вырасти на 50 базисных пунктов за 5 лет в том же среднем сценарии».
Они также прогнозируют значительный рост премий за сбережения, которые могут достичь 80 млрд евро к 2027 году, что обусловлено возросшей неопределенностью и переходом потребителей к сбережениям. «Это добавляет потенциал роста к нашим новым прогнозам премий за сбережения в размере 80 млрд евро к 2027 году, что в три раза больше, чем за последние 3 года».
Сектор страхования, не относящийся к страхованию жизни, особенно в областях, связанных с государственными инвестициями, также может выиграть: ожидается, что реальный рост премий в секторе страхования имущества и ответственности (P&C) в еврозоне увеличится на 170 базисных пунктов в 2026 году и на 50 базисных пунктов в 2027 году.
Спрос на коммерческое страхование имущества в Германии может существенно подскочить, при этом реальный рост, по оценкам, увеличится на 450 базисных пунктов до 7% в 2026 году. «В нашем медианном сценарии анализа расходов мы оцениваем, что реальный рост премий P&C в еврозоне может увеличиться на 170 базисных пунктов в 2026 году и на 50 базисных пунктов в 2027 году (по сравнению с прогнозируемым реальным ростом в 1,5% в оба года). Например, в Германии реальный рост может увеличиться примерно на 450 базисных пунктов до 7% в 2026 году», - прогнозируют экономисты.
В заключение следует отметить, что, хотя геополитическая напряженность и фискальная неопределенность представляют собой проблемы для Европы, ожидаемое последующее увеличение государственных расходов может предоставить значительные возможности для роста страхового сектора, особенно в видах страхования, не связанных с жизнью и связанных с инвестициями в инфраструктуру, как подробно описали экономисты Swiss Re.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz