01
Сб, окт

ЕС публикует проект правил для работников гиг-экономики

deliveryЕвропейская комиссия (ЕК) опубликовала проект закона о практике найма в гиг-экономике.

Законодательные изменения призваны предоставить сотрудникам интернет-платформ, таких как Amazon, Uber и Deliveroo, больший доступ к основным правам, таким как оплата по болезни, минимальная заработная плата и оплачиваемые отпуска.

Этот шаг совпадает с недавним судебным решением бельгийского суда, который вынес решение против группы курьеров Deliveroo, которые хотели, чтобы их реклассифицировали в качестве сотрудников по контракту.

По словам Николаса Шмита, находящегося в Люксембурге комиссара ЕС по вопросам занятости и социальных прав, законодательные изменения призваны создать в Европе равные условия в отношении практики найма и трудовых прав между традиционными компаниями и компаниями-платформами, такими как Amazon, Uber и другими.

Центральным элементом законопроекта является изменение бремени доказывания статуса занятости, которое в настоящее время возлагается на сотрудников, но по предложению ЕК будет возложено на компании.

По данным Комиссии, в ЕС действует более 500 платформ цифрового труда, на которых работают около 28 миллионов человек - ожидается, что к 2025 году эта цифра вырастет до 43 миллионов.

Кроме того, по оценкам ЕК, около 5,5 миллионов работников в секторе в настоящее время ошибочно классифицируются как «самозанятые», тогда как их следует классифицировать как штатных сотрудников с доступом к полным льготам и защите.

Комиссия также стремится обеспечить правовую определенность для своих 27 государств-членов, чтобы упростить урегулирование различных юридических споров, возникающих в отношении практики найма в компаниях гиг-экономики.

На данный момент в Европе было зарегистрировано около 100 случаев, и, хотя некоторые страны внесли изменения в свое внутреннее законодательство, ни одно правительство не решило этот вопрос полностью, по данным ЕК.

Отсутствие правовой определенности было подчеркнуто в недавнем бельгийском деле в отношении водителей-курьеров Deliveroo. Суд попросили рассмотреть статус занятости рабочих либо как наемных работников, либо как независимых подрядчиков, но постановил, что ни одна из категорий не применяется.

Вместо этого большинство водителей-курьеров Deliveroo в Бельгии работают в статусе «коллаборативной экономики», классификации, которая была введена в Бельгии в 2016 году как способ для людей, занятых в гиг-экономике в качестве второй работы, увеличить свой доход без уплаты взносов социального страхования.

Гибкость гиг-экономики часто объявляется преимуществом для ее сотрудников, но Шмит из EC сказал, что эту гибкость не следует терять в результате его предложения. «Никто не пытается «убить», остановить или воспрепятствовать этому росту платформенной экономики», - сказал Шмит на пресс-конференции, на которой было представлено это предложение. «Мы хотим, чтобы платформенная экономика процветала.

«Но если технологии позволили нам разработать эту новую бизнес-модель, то эта бизнес-модель также должна соответствовать нашим стандартам, включая социальные стандарты. И поэтому мы должны включить платформенную экономику в то, что мы называем «европейской социальной моделью»».

Шмит сказал, что помимо обеспечения того, чтобы «новая экономика» не ограничивалась низкокачественными и нестандартными рабочими местами, эти предложения также были разработаны для того, чтобы навязать компаниям-платформам те же стандарты, с которыми сталкиваются традиционные компании.

Шмит также добавил, что эти изменения не предназначены для устранения гибкости гиг-экономики, заявив, что эта гибкость и признанный статус занятости не исключают друг друга.

«На многих платформах - даже среди самых больших платформ - уже есть сотрудники, у них есть рабочие, и, несмотря на это, они работают, работают и приносят прибыль», - сказал Шмит. «Я бы также сказал, что хотя люди, работающие с платформами, действительно ценят гибкость, они также ценят некоторую социальную защиту, социальные льготы и, особенно, защиту от несчастных случаев».

Этот шаг, вероятно, будет приветствоваться защитниками прав трудоустройства, такими как Международная организация труда, генеральный директор которой Гай Райдер предупредил, что неспособность ввести регулирование для быстрорастущих интернет-компаний, таких как Amazon, может привести к появлению «цифрового низшего класса».

Однако предложение ЕК подверглось критике со стороны компаний-владельцев платформ. Uber заявил, что предложение «поставит под угрозу тысячи рабочих мест, нанесет ущерб малому бизнесу в результате пандемии и нанесет ущерб жизненно важным услугам, на которые полагаются потребители по всей Европе».

А лоббистская группа Delivery Platform Europe, которая, в частности, представляет как Uber, так и Deliveroo, заявила, что эти правила принесут «отрицательные последствия как для самих курьеров, так и для ресторанов и клиентов».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz