13
Ср, нояб

Потребности Казахстана во внешнем финансировании остаются низкими

Об этом говорит аналитик агентства Fitch Эрик Ариспе

Директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эрик Ариспе прокомментировал по просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» недавнее решение о подтверждении казахстанского суверенного рейтинга. Несмотря на все происходящее на развивающихся рынках, оценки агентства относительно макроэкономической ситуации в Казахстане остаются весьма позитивными.

 Гибкость курса против внешних шоков

 — Как сохранение суверенного рейтинга Казахстана на уровне «ВВВ» смотрится на фоне происходящего на других развивающихся рынках и рейтинговых решений Fitch по этим странам?

 — Подтверждение суверенного рейтинга Казахстана на уровне «ВВВ» со «Стабильным» прогнозом 28 сентября отражает сильные внешний и фискальный балансы государства в плане существенных чистых иностранных активов (43% от ВВП на конец 2018 г.) и низкого общегосударственного долга (19,1% от ВВП), прогресс, достигнутый властями по снижению инфляции и сокращению дефицита бюджета, а также благоприятные цены на нефть.

В сравнении с другими сопоставимыми странами с развивающейся экономикой подтверждение рейтинга и прогноза по рейтингу Казахстана отражает тот факт, что потребности во внешнем финансировании являются низкими, в особенности ввиду продолжающегося снижения дефицита счета текущих операций, а также учитывает нацеленность властей на повышение макроэкономической стабильности, восстановление буферов накоплений и разрешение ситуации с сохраняющимися длительное время слабыми сторонами финансового сектора.

— Насколько на решение агентства повлиял переход к режиму свободного плавания тенге? В отчете говорится о большей устойчивости по отношению к внешним шокам по сравнению с ситуацией 2014−2015 годов. Будут ли срабатывать эти механизмы в случае резких колебаний цен на нефть?

— Мы полагаем, что гибкость обменного курса улучшает способность государства справляться с внешними шоками без сокращения буферов внешних накоплений. Повышение гибкости обменного курса взамен стремления закрепить его на каком-то определенном уровне не только должно способствовать сохранению суверенного баланса, но и позволит экономике адаптироваться к изменениям внешней конъюнктуры.

Конечно, более высокая гибкость обменного курса может также создать трудности для властей в плане урегулирования инфляционного давления, обусловленного снижением курса национальной валюты, и возможных последствий для финансового сектора, например, в форме потенциального ухудшения качества активов в валютном портфеле. Поэтому продолжение шагов по укреплению надежности монетарной политики и разрешению сложностей в банковском секторе будет позитивным для поддержания устойчивости экономики страны.

Торговый профицит vs репатриация дивидендов и прибыли

— Каковы оценки Fitch относительно уровня казахстанского внешнего долга и насколько на ситуацию влияет репатриация прибылей инвесторами в сырьевых секторах?

— Как мы отмечали, чистый внешний долг Казахстана (прогнозируется на уровне 22,4% от ВВП в 2018 г.) выше, чем у сопоставимых стран с рейтингами «BBB» (на сегодня медианный показатель за 2018 г. для данной рейтинговой категории составляет 7,7% от ВВП). В то же время это в значительной мере отражает связанный с прямыми иностранными инвестициями долг в секторе ТЭК, по которому риски рефинансирования и погашения, по мнению Fitch, являются относительно умеренными.

Для экспортеров сырьевых товаров репатриация прибыли и дивидендов представляет собой один из факторов, влияющих на динамику счета текущих операций. Мы прогнозируем сокращение дефицита счета текущих операций до 1,7% от ВВП в 2018 г., что будет отражать укрепление торгового профицита, но также более высокий дефицит доходов, обусловленный репатриацией дивидендов и прибыли. Дефицит счета текущих операций у Казахстана в среднем будет составлять 1,1% от ВВП в 2019—2020 гг., что будет отражать умеренные перспективы роста, по-прежнему благоприятные цены на нефть, увеличение нефтедобычи и сохранение оттока средств, связанного с прямыми иностранными инвестициями.

— Насколько на оценки по казахстанским суверенным рискам может влиять рост социальных расходов, субсидирование определенных отраслей экономики и предоставление долгосрочной ликвидности банкам? Остается ли риск возможной дополнительной капитализации банковской системы одним из ключевых в отношении Казахстана?

 — С точки зрения фискальной политики мы продолжаем уделять пристальное внимание планам государства по сокращению трансфертов из Национального фонда в бюджет, увеличению неналоговых доходов и уменьшению ненефтяного дефицита бюджета. В случае продолжения их реализации эти меры, в свою очередь, будут способствовать улучшению макроэкономической стабильности и пополнению активов казахстанского Национального фонда в среднесрочной перспективе.

Что касается банковского сектора, по нашему мнению, его дальнейшая государственная поддержка может потребоваться, но не оказала бы существенного давления на суверенный баланс.

Источник kapital.kz