24
Ср, апр

Казахстан начал выходить из экономической ямы – аналитики

Эксперты отмечают улучшение в экономике Казахстана и считают, что страна постепенно выходит из кризиса.

Как отметила руководитель направления потребительских исследований Nielsen Kazakhstan Виктория Плотницкая, выступая на Central Asia Fashion, прогноз Всемирного банка по экономике Казахстана благоприятный.

"Это говорит о том, что экономика восстанавливается, выходит из ямы после 2015-2016 годов. Ситуация второй половины 2015 года прошла довольно болезненно для потребителя. 2016 год показал колоссальный рост цен. Но повышение было плавным, что позволило не так болезненно пережить кризис. Прогнозы роста инфляции идут по ниспадающему тренду. Это очень позитивный для бизнеса момент", – заявила Плотницкая.

Также она отметила, что номинальный доход в тенге в течение последних пары лет рос, но реальный доход был в отрицательной зоне. Однако с I квартала 2018 года Казахстан по этому показателю оттуда выходит.

"Оттепель в покупательской способности уже наступает. Это дает нам предполагать, что экономическая среда будет более благоприятной в ближайшем будущем. Платежный баланс также понемногу выходит из ямы в 2018 году. Думаем, что бизнес будет наращивать обороты в ближайшие годы", – заявила она.

Это подтверждают исследования потребительских настроений.

"По данным II квартала 2018 года Казахстан набрал 84 балла в индексе покупательской уверенности*. Средний балл по всем странам, в которых проводится это исследование, 87 баллов. Казахстан находится в середине. При этом ближайшие соседи – Россия, Беларусь, Украина – чувствуют себя намного хуже", – рассказала эксперт.

По ее словам, даже некоторые европейские страны – Италия, Греция, Венгрия и т.д. – находятся в этом рейтинге ниже.

"Казахстан перенимает все лучшие тренды Европы и учится на ошибках соседних стран. Следите за передовыми новшествами – это очень важно. Покупатель чувствует себя достаточно хорошо и благоприятно. Отметим, что 84 балла – это максимальная отметка за два года. В прошлом году во II квартале этот показатель был равен 79 баллам", – заявила Плотницкая.

По данным Nielsen Kazakhstan, у большинства населения Казахстана есть свободные деньги. При этом в большей степени они есть у молодого поколения.

"У 82% из миллениалов после покрытия всех расходов остаются средства. У каждого социального слоя населения это свой размер, но возможности у покупателей имеются", – заявила Плотницкая.

По ее словам, поколение X и бэбибумеры располагают свободными деньгами реже (по 71%).

"Рост цен замечают все казахстанцы. Но среди более молодого поколения реже обращают на это внимание. Тогда как поколение бэбибумеров более остро реагируют на скачки. Поэтому миллениалы и поколение Х становятся более открытыми для трат", – поясняет Плотницкая.

По ее словам, основной реакцией на рост цен является сокращение объемов потребления. И поколение бэбибумеров меняет свои привычки гораздо чаще, чем миллениалы и поколение X. Люди не только сокращают потребление в штуках, но и переходят на более дешевые бренды. Также активно покупатели пользуются скидками. И это сейчас основной инструмент продвижения.

"70% представителей бэбибумеров отдают предпочтение товарам по акциям и не сохраняют верность бренду. Кроме того, каждый второй представитель миллениалов и поколения X откажется от любимого бренда и выберет дисконт. Для устоявшихся на рынке производителей это плохой сигнал. Потому что им приходится следить за своим именем и качеством бренда. Но для новых игроков это хороший сигнал, потому что можно легче выйти на рынок и завоевать покупателей", – заявила она.

При этом 73% покупателей предпочитают ценовую скидку. Как она утверждает, казахстанцы хотят получить выгоду здесь и сейчас, а дополнительный подарок или моментальный приз работают очень плохо.

*Индекс покупательской способности – индикатор, разработанный для измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через своё потребление и сбережение.

Подготовлено Lsm.kz