Для Казахстана, в частности для МФЦА, важно отслеживать и внедрять опыт других стран в сфере криптоактивов. МФЦА до сих пор пытается привлечь традиционные банки, тогда как настоящий рост может быть заключен в компаниях, связанных с блокчейном
Блокчейн – фундаментальная технология: у нее есть потенциал создать новые принципы функционирования экономической и социальной систем. Блокчейн и криптовалюты все больше показывают способность выйти на передний план экономической реальности завтрашнего Казахстана.
Однако правительство и Нацбанк, как и во многих других странах, до сих пор находятся в сложных отношениях с криптоактивами. В апреле глава НБ РК Данияр Акишев сообщил о планах выпустить постановление, запрещающее использование криптовалют, включая майнинг биткоинов, в связи с возможным нежелательным влиянием на экономику. Поскольку блокчейн и криптовалюты неразрывно связаны, такой запрет сильно затормозит развитие страны.
Никто не определил новую действительность так точно, как это сделал центральный банк Нигерии: «Центральный банк не может контролировать или регулировать биткоин. Центральный банк не может контролировать или регулировать блокчейн. Точно так же, как никто не будет контролировать или регулировать интернет. Он нам не принадлежит». Биткоин – это сеть, основанная на доверии, которая при этом дает основу для чего-то большего, чем просто электронная валюта. Считать, что биткоин только валюта, то же самое, что в 1995-м сказать, что интернет – это исключительно электронная почта. Осознание, что криптоактивы – это децентрализованная, устойчивая к цензуре сеть доверия, привело к росту цены биткоина за прошлый год на 1700%.
Для Казахстана, в частности для МФЦА, важно отслеживать и внедрять опыт других стран в этой сфере. МФЦА до сих пор преимущественно пытается привлечь традиционные банки, тогда как настоящий рост может быть заключен в компаниях, связанных с блокчейном. Наблюдательный совет фьючерсной биржи Индонезии принял решение разрешить торговлю криптовалютами в качестве товара. При этом центробанк страны тоже не признает криптовалюты платежным инструментом. Реальность демонстрирует, что криптовалюты берут верх над местными инвесторами фондового рынка. 1,5 млн человек покупают и продают биткоин, эфириум и рипл. Новость о том, что южнокорейская биржа криптовалют Coinone открывает биржу в Индонезии, является еще одним признаком роста блокчейн-среды.
Для дальнейшего развития МФЦА его руководству следует присмотреться к Мальте, превращающейся в центр блокчейна и биткоина, после того как премьер-министр поддержал открытие в стране головного офиса китайской криптобиржи Binance. Мальта может похвастать высочайшим в ЕС уровнем роста занятости населения в 5,3% в первом квартале 2018, и большая заслуга в этом принадлежит блокчейну. Binance сегодня зарабатывает больше денег, чем Deutsche Bank – один из крупнейших банков мира: $200 млн против $146 млн прибыли в первом квартале 2018 соответственно.
Географическое положение и низкие цены на электроэнергию в Казахстане могут превратить страну в мировой хаб майнинга биткоинов, а МФЦА способен стать мировым центром бирж криптовалют. Общество до сих пор расходится в мнении о криптовалютах, хотя блокчейн меняет границы между посредниками, рынками, провайдерами услуг и даже регуляторами. У большинства казахстанских банков, кажется, еще нет стратегии относительно блокчейна. Между тем на мировом уровне множество банков, среди которых те, что раньше публично критиковал биткоин, объявили, что изучают блокчейн и работают над внедрением различных вариантов его применения.
Блокчейн может помочь в повышении прозрачности, упрощении процессов, избавлении от посредников. Четкая история всех обменов документами снижает возможности мошенничества, а система электронных денег может улучшить принимаемые в отношении монетарной политики решения.
Подготовлено forbes.kz