23
Чт, янв

Ловить контрабандистов, чтобы остаться без пенсии

90 казахстанских таможенников оставили без «выходного пособия».

35 сотрудников службы экономических расследований (СЭР) Минфина РК уже уволили, отобрав часть пенсионных отчислений, еще 56 ожидают своей очереди. Двое уже скончались от сердечного приступа. Друзья говорят: от переживаний. Все они — бывшие работники таможенной службы.

«Мы служили в таможенных органах и все это время относились к правоохранительным органам. Мы носили погоны, за «погоны» нам платили. Так продолжалось до 2012 года», — рассказывает Total.kz уволенный таможенник Сания Имангалиева.

В 2012 году сотрудников таможенной службы поделили на два блока. В правоохранительный вошли подразделения по борьбе с контрабандой, оперативно-дежурная часть и управление внутренней безопасности. Все остальные стали относиться к фискальному блоку.

«Среди сотрудников так называемого фискального блока началась «разаттестация», с них сняли погоны. Из 5500 человек по республике всего 18% остались субъектами оперативно-розыскной деятельности. С такими же полномочиями, как и все сотрудники правоохранительных органов. В апреле 2012 года вышел указ президента о проведении внеочередной аттестации правоохранительных органов. Мы сдавали внеочередную аттестацию. Часть людей отсеялась в процессе. Прошли все круги, нас «подтвердили»: да, вы прошли, вы — правоохранительные органы», — пояснил Сапаргали Жумагалиев, который также пострадал от «нововведений».

Через два года после упразднения финансовой полиции тот самый правоохранительный блок вошел в состав службы экономических расследований Министерства финансов.

«Мы дальше продолжали служить как правоохранительные органы. Получали все льготы, за погоны, за звания, за выслугу лет. Всё, как у тех же полицейских или сотрудников прокуратуры. У меня все «квитки» сохранились, где всё это зафиксировано», — рассказывает Валерий Бевзовой.

Как утверждают уволенные из СЭР, они, как и все остальные сотрудники «силовых» структур, перечислили свои пенсионные накопления «в пользу военнослужащих».

«В 2015 году, в декабре, нам выдали уведомление, чтобы мы 50% пенсионных накоплений сдали «в пользу военнослужащих». Мы уведомление подписали, пошли, перечислили деньги, и нам дали справки», — подтверждает информацию уволенный Нуралы Кыдыралиев.

Стоит отметить, что до марта 2018 года все служащие СЭР, в том числе и бывшие таможенники, считали себя сотрудниками правоохранительных органов.

«В марте нам сказали: ребята, вы уже в возрасте, вы должны выйти на пенсию, но мы вам оплатить не можем, потому что ранее таможенные органы не были правоохранительными. Приказ звучит так: «уволить со службы экономических расследований по достижении предельного возраста». То есть нас отправляют на пенсию без пенсии, по выслуге лет», — показал приказ об увольнении Валерий Бевзовой.

Недовольные решением Минфина, по их словам, предполагали подобный «исход». Еще в 2014 году в поправках к закону о правоохранительных органах из статьи «социальное обеспечение» убрали таможенников. Они сразу же обратились в кадровую службу и настояли на инициировании подзаконного акта в отношении бывших сотрудников таможни, а ныне аттестованных сотрудников СЭР. Были написаны обращения практически во все инстанции. Однако все письма к генеральному прокурору, к премьер-министру возвращают в СЭР Министерства финансов.

«Замкнутый круг какой-то. Минфин все это время продолжает писать: «работа ведется». Кем и какая — не поясняют. Большинству уволенных — за 50, а устроиться на работу в этом возрасте довольно сложно. А это значит, что на пенсию как гражданским лицам нам рассчитывать не приходится. Двое ребят уже скончались, сердце не выдержало от переживаний», — разводит руками Сапаргали Жумагалиев.

Уволенные сотрудники обращаются с исками в суд, но пока безрезультатно. Правовая неграмотность отдельных чиновников может иметь и другие последствия.

«Мы же ловили контрабандистов. Многие из них, у кого были конфискованы миллионы, а сами они отсидели немалые сроки, сейчас заняли выжидательную позицию. Если нас не признают сотрудниками правоохранительных органов, значит, мы не имели права проводить расследования и передавать дела в уголовные суды. И тогда «посыпятся» иски о признании незаконными действий сотрудников подразделения по борьбе с контрабандой. Мы же все юристы и понимаем, какие это может иметь последствия», — говорит Александр Ким.

Редакция Total.kz будет следить за развитием ситуации и сообщать о том, какие действия для разрешения проблемы предпримут ответственные органы. Надеемся, в Министерстве финансов и Министерстве труда и социальной защиты населения смогут прокомментировать «претензии» бывших таможенников.

Подготовлено total.kz