29
Пн, апр

Экспортный потенциал Казахстана растет

В столице Афганистана Кабуле завершилась торгово-экономическая миссия с участием деловых, а также официальных лиц Казахстана и Афганистана

Казахстанская бизнес-делегация была представлена в следующих сферах промышленности: пищевой, энергетической, строительно-монтажной и ремонтно-сервисной.

С афганской стороны приняли участие более 40 компаний по соответствующим направлениям. В частности, афганские компании заинтересованы в импорте муки, макаронных изделий, трансформаторов и прочих товаров казахстанского производства.
Казахстан намерен увеличить экспорт своих товаров в Афганистан, вместе с тем это только одно из перспективных направлений. Экспортный потенциал страны заметно увеличился и расширяется. В республике сейчас реализуется Национальная экспортная стратегия, ключевой задачей которой является увеличение несырьевого экспорта в полтора раза к 2022 году.
Стоит отметить, что в своем Послании народу Казахстана 2017 года Глава государства Нурсултан Назарбаев указал, что аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики. Президент определил ряд задач для Правительства и акимов, которые должны быть реализованы в рамках новой государственной программы развития агропромышленного комплекса.
По словам Президента, Казахстан может быть одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции, в частности, по производству экологически чистых продуктов питания.
«Бренд made in Kazakhstan должен стать эталоном такой продукции, – считает Н. Назарбаев. – Вместе с тем мы должны стать так называемой хлебной корзиной по производству зерна на всем евразийском континенте. Нам необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной переработанной продукции. Только тогда мы сможем конкурировать на международных рынках».
Тогда Глава государства поручил Правительству и акимам ряд задач: пересмотреть принципы выделения субсидий и постепенно переходить на страхование продукции; в течение пяти лет создать условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в ко¬оперативы; повысить уровень переработки продукции, создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров; повысить уровень производительности труда и снизить производственные расходы; повысить эффективность использования земли.
Нурсултан Назарбаев отметил, что в течение пяти лет необходимо увеличить площадь орошаемых земель на 40%, тем самым довести ее до 2 млн га, и увеличить объем инвестиций в аграрные научные исследования.
Президент отметил важность обеспечения увеличения экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции. Эти задачи реализуются в рамках новой государственной программы развития агропромышленного комплекса.
Стоит отметить, что с 2013 по 2017 год доля экспорта обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта Казахстана увеличилась с 23% до 32%. Внешнеторговый оборот Казахстана увеличился на 25% до $69,5 млрд, экспорт вырос на 30% и составил $48,3 млрд.
При этом ключевыми рынками сбыта являются КНР, ЕАЭС и страны ЕС, которые в совокупности дают более 65% экспорта. Для продвижения экспорта государством оказывается финансовая и сервисная поддержка. Ежегодно финансовую поддержку получают более 40 экспортеров, сервисную поддержку – более 400 экспортеров. В рамках сервисной поддержки экспортеров за 2010–2017 годы охвачено 1800 производителей, которые смогли заключить экспортные контракты более чем на $2 млрд. Затраты были возмещены 204 экспортерам на 1,6 млрд тенге. В 2017 году обеспечен вывод восьми новых товаров на внешние рынки. С 2015 года наблюдается устойчивая тенденция по выводу 7–8 новых товаров на внешние рынки ежегодно.
В настоящее время в качестве перспективных рынков сбыта товаров и услуг определены 27 стран, которые были условно разделены по степени экспортного интереса для Казахстана на страны приоритетного (Россия, Китай), высокого (Беларусь, Индия, Иран, Кыргызстан, Турция, Узбекистан, Украина) и умеренного (Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Латвия, Монголия, Нидерланды, Польша, Таджикистан, Туркменистан) экспортного интереса и страны, представляющие интерес в долгосрочной перспективе (Великобритания, Германия, Италия, Финляндия, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония).
Уже сейчас 123 страны потребляют казахстанскую продукцию. Из них 65,5% приходится на страны Евразийского экономического союза, Европейского союза и Китай. В том числе на КНР приходится 22,9% экспорта, на ЕС – 21,8%, на ЕАЭС – 20,8% (доля России – 18%).
«Привлекательными стали отрасли, которые мы таргетируем. Доля обрабатывающей промышленности в структуре прямых инвестиций выросла почти в три раза. Если в 2009 году доля зарубежного финансирования в обрабатывающий сектор составляла 8,5%, то сегодня это 25%. То есть каждый четвертый доллар идет туда. В стране сформирован перечень из 658 инвестпроектов более чем на $59 млрд, которые необходимо реализовать до 2020 года. Из них 140 проектов с иностранным капиталом, 500 – с казахстанским. В 2018 году хотим запустить 150 новых проектов. Это ввод производства технических газов с участием французской транснациональной компании, которая инвестирует порядка $200 млн. Также речь идет о новом цементном заводе, который единственный в Центральной Азии будет производить тампонаж, и другие», – отметил ранее министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.
Одновременно с ростом экспорта расширилась и товарная линейка – на зарубежные рынки увеличились поставки бытовой техники, автобусов, металлопрокатных изделий, строительных инструментов, растительных масел, сахарной, бумажной и другой продукции, экспорт данных товаров составил $1,5 млрд.
Существующая на сегодняшний день система продвижения экспорта в целом соответствует лучшим мировым практикам и требованиям ВТО. Высокий уровень ресурсообеспеченности, наличие сравнительно недорогой квалифицированной рабочей силы, географическое расположение, участие в региональных интеграционных процессах обеспечивают конкурентное преимущество казахстанских экспортеров.
С 1 января 2018 года запущена информационная система «Астана-1» по процедуре экспорта, которая обеспечивает полноценное электронное декларирование и выпуск декларации на товары без участия сотрудника таможенных органов, на выпуск которых требуется менее минуты.
Кроме того, в целях оказания государственной поддержки экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса–2020» и Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы предоставляются такие меры поддержки, как субсидирование части ставок вознаграждения по кредитам, частичное гарантирование по кредитам, а также подведение недостающей инфраструктуры.

Подготовлено Литер (Алматы).