27
Сб, апр

Как новая международная сделка может помешать корпорациям в использовании налоговых убежищ

1bigБолее 130 стран подписали соглашение о радикальных изменениях в налогообложении крупных глобальных компаний.

Цель: удержать транснациональные компании от того, чтобы прятать прибыль в странах, где они платят небольшие налоги или не платят их вообще, - более известных как налоговые убежища.

Масштабное соглашение было заключено между 136 странами после переговоров под контролем Организации экономического сотрудничества и развития. Это обновит вековые правила международного налогообложения, чтобы справиться с изменениями, вызванными цифровизацией и глобализацией.

Самая важная особенность: глобальный минимальный налог в размере не менее 15% - ключевая инициатива, выдвинутая президентом США Джо Байденом и министром финансов Джанет Йеллен. Йеллен, которая сказала, что минимальный налог положит конец многолетней «гонке до дна», когда ставки корпоративного налога упали, поскольку налоговые убежища стремились привлечь корпорации, которые пользуются низкими ставками, но практически не ведут бизнес в этих местах.

Вот основные аспекты сделки:

ПО КАКОЙ ПРОБЛЕМЕ ЕСТЬ РЕШЕНИЕ?

В сегодняшней экономике транснациональные корпорации с большей вероятностью будут получать прибыль от нематериальных активов, таких как товарные знаки и интеллектуальная собственность. Их легко переместить, и глобальные компании могут передать получаемую ими прибыль дочерней компании в стране с очень низкими налоговыми ставками.

Некоторые страны конкурируют за доходы, используя минимальные ставки, чтобы заманить компании, привлекая огромные налоговые базы, которые приносят большие доходы, даже когда применяются налоговые ставки лишь незначительно выше нуля. В период с 1985 по 2018 год средний глобальный показатель налоговых отчислений компаний упал с 49% до 24%. К 2016 году более половины всей прибыли американских корпораций было зарегистрировано в семи налоговых гаванях: Бермудских островах, Каймановых островах, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Сингапуре и Швейцарии. По некоторым оценкам, это обходится казначейству США в $100 млрд в год.

КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ МИНИМАЛЬНЫЙ НАЛОГ?

Основная идея проста: страны законодательно установят глобальную минимальную ставку корпоративного налога в размере не менее 15% для очень крупных компаний, имеющих годовой доход более 750 млрд евро ($864 млрд).

Затем, если компании имеют прибыль, не облагаемую налогом или облагаемую незначительным налогом в одном из мировых налоговых убежищ, их родная страна будет взимать дополнительный налог, который повысит ставку до 15%.

Это сделало бы для компании бессмысленным использование налоговых убежищ, поскольку налоги, которых в убежище не удалось бы избежать, будут собираться дома. По той же причине это означает, что минимальная ставка все равно будет действовать, даже если отдельные налоговые убежища не участвуют.

КАК НАЛОГОВЫЙ ПЛАН УПРАВЛЯЕТ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ?

План также позволит странам облагать налогом часть доходов около 100 крупнейших транснациональных корпораций, когда они ведут бизнес в местах, где у них нет физического присутствия. Это может быть через розничную торговлю через Интернет или рекламу. Налог будет применяться только к части прибыли, размер которой превышает 10%.

В свою очередь, другие страны отменит односторонние налоги на цифровые услуги для американских технологических гигантов, таких как Google, Facebook и Amazon. Это предотвратило бы торговые конфликты с Вашингтоном, который утверждает, что такие налоги несправедливо нацелены на американские компании, и пригрозил ответить новыми тарифами.

ВСЕМ НРАВИТСЯ СДЕЛКА?

Некоторые развивающиеся страны и группы защиты интересов, такие как Oxfam и британская Сеть налогового правосудия, считают, что ставка 15% слишком мала и оставляет слишком большие потенциальные налоговые поступления. И хотя глобальный минимум налоговой ставки принесет правительствам около $150 млрд новых доходов, большая часть из них пойдет в богатые страны, потому что именно там расположены штаб-квартиры многих крупнейших транснациональных корпораций.

Группа высокого уровня ООН по международной финансовой отчетности, прозрачности и честности рекомендовала ставку минимум 20–30%. В отчете ранее в этом году комиссия заявила, что слишком низкая ставка может побудить страны снизить свои ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Страны, которые участвовали в переговорах, но не подписали соглашение, - Кения, Нигерия, Пакистан и Шри-Ланка.

КАКОВА РОЛЬ США В СОГЛАШЕНИИ?

Налоговая повестка Байдена застряла в переговорах среди законодателей-демократов, поскольку масштабы его расходов и предлагаемые повышения ставок все еще обсуждаются. Но администрация заявила, что она должна увеличить глобальный минимальный налог в США, чтобы убедить другие страны сделать это.

Байден несколько отступил от своих первоначальных предложений, поскольку Конгресс внес свой вклад. Последний план Комитета по методам и средствам Палаты представителей приведет к увеличению глобального минимального налога примерно до 16,5% с 10,5%. Первоначально президент хотел, чтобы минимальная ставка в США составляла 21%. Внутренний корпоративный доход будет облагаться налогом по ставке 26,5% по сравнению с 21% в настоящее время.

Участие США в соглашении о минимальном налогообложении имеет решающее значение просто потому, что там расположены штаб-квартиры многих транснациональных корпораций. Полный отказ от предложения Байдена о глобальном минимуме серьезно подорвет международную сделку.

Манал Корвин, директор по налогам в компании KPMG, оказывающей профессиональные услуги, и бывший сотрудник министерства финансов в администрации Обамы, сказала, что отмена односторонних цифровых налогов, или DST, обеспечит «очень сильную мотивацию» для участия США. Это связано с тем, что соглашение предотвратит деструктивный торговый спор, который может распространиться на несвязанные компании в других секторах экономики.

«Когда вы сталкиваетесь с постоянными угрозами тарифов, тарифы не обязательно навязываются компаниям, которые находятся в центре внимания обсуждаемого вопроса», - сказала она. «Сегодня это может быть переход на летнее время, а завтра - какая-то другая односторонняя мера». Она сказала, что международному налогообложению необходимы стабильность и консенсус, «чтобы стимулировать инвестиции и рост…». распад глобального консенсуса, если он начнется с перехода на летнее время, может распространиться и на другие вещи».

КАК СОГЛАШЕНИЕ ВСТУПИТ В ДЕЙСТВИЕ?

Соглашение перейдет к лидерам «двадцатки». Согласие существует, поскольку все 20 членов подписали сделку. Затем реализация переходит в отдельные страны.

Налог на прибыль там, где компании не имеют физического присутствия, потребует от стран подписания межправительственного соглашения в течение 2022 года с вступлением в силу в 2023 году. Глобальный минимум может применяться отдельными странами с использованием типовых правил, разработанных ОЭСР. Если США и европейские страны, где расположено большинство транснациональных корпораций, законодательно установят такие минимумы, это будет иметь значительный ожидаемый эффект.

Подготовлено порталом Allinsutance.kz