В 2019 водители начали платить за проезд по трем участкам автодороги. Это трассы «Нур-Султан – Темиртау», «Алматы – Капшагай» и «Алматы – Хоргос». Плату взимает АО «QazAvtoJol». Полученные средства планировалось тратить исключительно на содержание этих же дорог.
Само нововведение сопровождалось широкой информационной кампанией.
Через несколько месяцев пришло время подводить итоги. И, по мнению представителей общественного объединения «Общество содействия автомобилистам» (ОСА), они неудовлетворительные.
В ОО заявили, что отечественные автолюбители с самого начала скептически относились к инициативе — точнее, к ее реализации. Сейчас пессимизм оправдался.
Во-первых, сначала обещали тариф в 1 тенге за 1 километр, но когда сбор денег начался, ставки оказались другими. Справедливости ради нужно отметить, что на участке Алматы-Хоргос для легковых все-таки плата оказалась практически такой же, как и обещали. Зато на двух других — больше. Для автобусов и грузовиков тарифы намного выше оказались везде. Общественники даже составили подробную таблицу.
Но и тут нашелся один подводный камень, об который «бьются» даже легковушки. Данный тариф действительно только по предоплате электронным способом.
Наличность сунуть в купюроприемник прямо на дороге тоже можно, но проезд обойдется уже в два раза дороже
Общественники заявили, что вопросы и просьбы «осветить тему» посыпались от автолюбителей с самого начала ввода в действие платных дорог.
Вчетверо дороже, чем могло бы быть
Представители ОО утверждают, что по предоплате идет до 50% трафика — так им сообщили во время встречи с руководством «QazAvtoJol». То есть половина в лучшем случае, остальные предпочитают наличные. В ОСЕ считают, что двукратное увеличение цены в этом случае — это слишком много. Кстати, на то же самое жаловались и автомобилисты.
— У дорожников в других странах есть разница в ставках за наличный расчет и по предоплате, но она не превышает 25%, что отличается от 100% разницы в Казахстане.
На той же самой встрече представители «QazAvtoJol» якобы утверждали, что придумали такой принцип, чтобы приучить водителей оплачивать заранее.
Однако общественники предложили свой метод – нетарифное стимулирование. Просто оставить для платы наличными только две полосы, демонтировав купюроприемники на других. Но цена должна быть везде одинаковая. Понятно, что на этих двух полосах люди будут терять время – что вообще-то тоже послужит стимулом осваивать электронные способы оплаты.
Но кошелек потребителя страдать уже не будет
Ставки же для грузового автотранспорта общественники сочли чрезмерно высокими.
— С марта 2019 года мы не перестаем задавать вопросы различным ведомствам, — посетовали в объединении.
Снижайте ваши ставки, господа
С теми же вопросами общественники обратились в мажилис. На днях лидер фракции коммунистов Айкын Конуров озвучил депутатский запрос на имя премьер-министра Аскара Мамина.
— Проведённый ОО «ОСА» предварительный расчет рентабельности показал, что
полученная прибыль за 7 месяцев 2019 г. в размере около 481 млн тенге
вполне позволяет снизить ставки для грузовых автомобилей и внедрению вышеуказанного тарифа для легкового автотранспорта, — заявил мажилисмен.
Общественники предложили, а парламентарии продублировали:
1. Внедрить технологии открытости и прозрачности тарифообразования в компании «QazAvtoJol».
2. С учетом отсутствия альтернативных дорог снизить ставки проезда по платным участкам дорог, применив формулу 1 тенге – 1 километр для легкового транспорта.
3. Отменить дифференцированный тариф, когда внесение оплаты наличными в два раза превышает тариф по системе предоплаты.
4. Внести изменения в методику образования тарифов за проезд по платным участкам дороги с целью снижения ее размера для грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 15 тонн.
Если доходы равны расходам на содержание платных участков дороги,
«QazAvtoJol» должна приостановить сбор средств в текущем периоде и инициировать процедуру снижения в следующем
Источник 365info.kz