23
Чт, янв

Монстры мутного бюджета

Каких только эпитетов не услышали в свой адрес члены правительства, пока представляли депутатам мажилиса отчет об исполнении бюджета на 2018 год. Самих чиновников мажилисмены прозвали «монстрами», а бюджет - «мутным».

Как отметил министр финансов Алихан Смаилов, в 2018 году в отдельных отраслях экономики сохранился положительный темп роста. Благоприятное влияние на экономику оказал рост инвестиций в основной капитал. Их объем вырос на 17,2%. Налоги в сравнении с 2017 годом выросли на 17,5%, в бюджет поступило на 846 млрд. тенге больше. Исполнение расходов составило 99,8%, или 9 трлн. 637 млрд. тенге.

Но депутаты не разделили оптимизма Смаилова. Гульжана Карагусова отметила, что «деньги потрачены, а результата нет».

- Почти стопроцентное исполнение бюджета. Деньги потрачены, однако конечный результат оставляет желать лучшего. Основной причиной всего этого является низкое качество планирования. Что мы имеем на сегодня? Громоздкую многоуровневую систему индикаторов и показателей. Они запутаны и не взаимосвязаны между собой. Только на центральном уровне у нас 500 индикаторов, а на местном - почти 1500. Как в данных условиях можно оценить, насколько эффективно были потрачены деньги, и какой конечный результат? В мутном бюджете и отчете ничего не видно, - сказала она.

Депутат Джамиля Нурманбетова указала на несправедливость в начислении доплаты учителям-предметникам за знание английского языка. По ее данным, в 2018 году из республиканского бюджета выделено более 1,6 млрд. тенге на доплату 6740 учителям-предметникам, получившим сертификаты о прохождении языковых курсов. Только 818 из них, это всего лишь 12%, ведут занятия на английском языке. Министр образования и науки Куляш Шамшидинова проблему признала и пообещала ее решить.

Депутаты подвергли критике и работу экономического сектора. По данным депутата Серика Кусаинова, за 2018 год план поступлений налоговых сборов и обязательных платежей не исполнен по 23 из 89 позиций на сумму 255 млрд. тенге. На 72%, или на 83 млрд. тенге, увеличилась в 2018 году по сравнению с прошлым годом сумма недоимки и составила 198 млрд. тенге. При этом, по его словам, авансовые налоговые платежи относительно 2017 года выросли, и это несмотря на запрещающий приказ министра финансов.

Коллегу поддержал Нурлан Нигматулин.

- Из 1 755 млрд. тенге корпоративного дохода, собранного в прошлом году, 203 млрд. тенге - переплата авансовая. Что ты за монстр такой, министра не слушаешь? Приказ сделал министр - исполняй. Вот он: «Территориальным органам государственных доходов исключить практику исполнения доходной части бюджета за счет авансовых платежей по налогам налогоплательщиков». Но, несмотря на этот приказ, авансовые платежи выросли на 111 млрд. тенге по сравнению спредыдущим годом… Вам, территориальным органам, запретили, зачем вы лезете туда? - задался вопросом Нигматулин, обращаясь к председателю Комитета государственных доходов Марату Султангазиеву.

По словам председателя мажилиса, за годы реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития было введено 1250 предприятий, создано 120 тысяч рабочих мест. Что является хорошей налогооблагаемой базой.

Источник http://www.kp.kz