30
Вт, апр

Компания «НОМАД Иншуранс» отмечает рост мошеннических операций в секторе обязательного автострахования.

При выявлении поддельных полисов компания, являющаяся лидером на рынке ОГПО автовладельцев, сталкивается с рядом проблем – отказом в уголовном администрировании со стороны правоохранительных органов в виду отсутствия ущерба компании, а также низкой правовой грамотностью потребителей и их нежеланием обращаться в правоохранительные органы по фактам подделки полисов ОГПО.

Как отметил на пресс-конференции в Алматы председатель правления «НОМАД Иншуранс» Ринат Ахматьянов,  в 2011 году было вынесено 32 заключения по факту выявления поддельных полисов. Однако глава компании Ринат Ахматьянов уверен, что далеко не все поддельные полисы выявляются. К сожалению,  точной статистики страхового мошенничества в Казахстане нет. Очевидно, что большая часть мошенничества сконцентрирована в сфере автострахования. Бороться с поддельными полисами нелегко. Важно, чтобы  и сами автолюбители были бдительными и внимательными, обращали внимание на наличие всех необходимых документов, которые должен предоставлять агент при оформлении полиса. Чаще всего поддельные полисы «всплывают» в процессе переоформления автомобиля (при покупке либо продаже), также при наступлении страхового случая. Кроме того, в компанию обращаются неизвестные лица с поддельными полисами, настаивая на расторжении договора, однако при просьбе указать, где, когда и у какого агента был куплен данный полис, отказываются от своих претензий, а также игнорируют рекомендации обратиться в правоохранительные органы. 

- Не так давно к нам в компанию обратился виновник ДТП с заявлением о выплате страховой суммы. Авария произошла на трассе Алматы-Екатеринбург, в результате которой на месте ДТП погибла молодая женщина. Страховой полис автовладельца, который совершил наезд на пешехода, оказался поддельным. При этом сам виновник аварии об этом не знал, подлинность проверили сотрудники дорожной полиции. Если в случае ДТП есть погибшие, то по Закону страховая компания виновника обязана осуществлять потерпевшему выплату в размере 1000 МРП (1 млн. 618 тыс.тенге). Безусловно, если клиент действительно застрахован в нашей компании, мы всегда компенсируем все расходы, - рассказывает Ринат Ахматьянов.

 - Служба безопасности компании «НОМАД Иншуранс» регулярно проводит рейды по выявлению агентов, реализующих поддельные полисы, - продолжает Ринат Ахматьянов. – Только в этом году нашей службой безопасности было инициировано два заявления в правоохранительные органы, нашим сотрудникам едва удалось уговорить потребителей написать заявление.

Также компания периодически проводит совместные акции с сотрудниками ДВД Алматинской области на факт выявления поддельных полисов.

С целью уменьшения доли мошенничества на рынке страхования регуляторно-надзорными органами принимаются необходимые изменения в законодательство. Так, был разработан и законодательно закреплен единый полис ОГПО, введена в действие единая база данных, где отражается каждый проданный полис. Кроме того, при оформлении страхового полиса каждый агент обязан выдавать фискальный чек. Именно чек является доказательством подлинности купленного полиса и гарантирует страховую выплату при наступлении страхового случая. Однако, несмотря на все усилия государства, низкий уровень страховой и финансовой культуры населения, нежелание потребителей повышать свои правовые знания позволяют мошенникам продолжать  свою незаконную деятельность.

По словам начальника управления налоговых апелляций и разъяснений Налогового департамента г. Алматы Ерганата Нурбаева, только при условии совместных усилий со стороны государства и потребителей, возможно, изменить сложившуюся ситуацию и сделать рынок более цивилизованным:

- Как известно,  прошлый год Налоговым комитетом Республики  Казахстан был объявлен годом кассовой дисциплины. И в рамках этой акции нами проводились определенные мероприятия, которые  призывали население требовать фискальный чек при покупке товаров или услуг. В тоже время, был проведен анализ  по тем объектам, где были зафиксированы нарушения,  проводились тематические проверки. Результаты этих проверок показали, что менее 10% предпринимателей выдают чеки, - рассказывает Ерганат Нурбаев.

По словам представителя налогового департамента  г. Алматы, только за это нарушение в 2011 году в Алматы на 3 202 индивидуальных предпринимателя было наложено штрафов на сумму 80, 5 млн. тенге, а также на 493 должностных лица в размере 11, 5 млн. тенге.

-  Учитывая, что основная масса предпринимателей  – это представители малого бизнеса,  работа налоговых органов, в первую очередь основана на разъяснительной работе и пропаганде налогового законодательства, целью которого является повышение налоговой культуры в целом, - продолжает Ерганат Нурбаев.

Нарушение установленного налоговым законодательством Республики Казахстан порядка применения контрольно-кассовых машин предусматривает административный штраф на должностных лиц в размере 15 МРП. Если в течение года нарушение выявляются вторично, то штраф увеличивается в два раза и составляет сумму в размере 30 МРП.

Что касается страховых организаций, то учитывается факт, что они являются юридическими лицами и жёстко контролируются Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка РК. В данном случае вступает в силу ст. 173 Административного Кодекса Республики Казахстан. При непредставлении фискального чека в данном случае ответственность возлагается на должностное лицо, где размер штрафа составляет 50 МРП, и  на юридическое лицо - в размере пяти процентов от суммы, которая была учтена ненадлежащим образом, но не менее 100 МРП.

Таким образом, предприниматель должен понимать простую истину,  чем нести расходы на оплату штрафов, лучше эти денежные  средства пустить в оборот компании. За рубежом  за не предоставление чеков, предусмотрены штрафы намного больше, чем в Казахстане. Поэтому там предприниматели заинтересованы работать законно.

 - У нас государство предоставляет льготы для стимулирования малого бизнеса. Здесь важно, чтобы население проявляло позицию потребителя и  люди требовали чеки везде, не важно, при покупке  хлеба, дорогой бытовой техники или  страхового полиса, -  отмечает Ерганат Нурбаев.

Что касается компании «НОМАД Иншуранс», она строго контролирует деятельность своих агентов - их рабочие места компьютеризованы, имеются кассовые аппараты. Более того – компания строго контролирует предоставление фискальных чеков при покупке каждого полиса. Это должен требовать каждый покупатель. Как считает глава компании «НОМАД Иншуранс» г-н Ахматьянов, фискальный чек должен стать гарантией подлинности страхового полиса. Каждый потребитель должен проявить повышенную бдительность при покупке полиса – полис должен иметь водяные знаки,  тангирную сетку, а после покупки полиса через специальный кол-центр проверить регистрацию полиса в ЕСБД (единой страховой базе данных).

forINSURER.com