В последние годы наблюдается рост числа строительных «мегапроектов», стоимость которых обычно определяется как $1 млрд и более, поскольку различные секторы — от технологий до производства — берут на себя все более масштабные обязательства.
Эти проекты влекут за собой масштабные задачи по управлению рисками и страхованию, такие как завершение крупных страховых сделок при одновременном повышении производственных затрат.
По мнению экспертов, количество и частота реализации строительных проектов стоимостью более $1 млрд увеличились в разы.
Эд Тоттен, руководитель центра прибыли по строительству объектов повышенной ответственности компании AXA XL, рассказал, что пять-десять лет назад масштабные строительные проекты реализовывались со скоростью четыре-пять проектов в год.
«Теперь мы видим от трех до четырех случаев в квартал» в различных отраслях, включая технологии и производство, сказал Тоттен.
«Центры обработки данных огромны», — сказал он. С учетом дополнительных расходов на технологическое оборудование и охлаждающее оборудование, необходимое для таких объектов, «они достигают миллиарда долларов очень, очень быстро», — сказал он.
Автомобильная, аэрокосмическая промышленность и производство микросхем также активно участвуют в крупных строительных проектах.
«Мы видим рекордное количество проектов стоимостью в миллиард долларов. Фактически, мы, вероятно, видим проект стоимостью в миллиард долларов в неделю, если не каждые две недели», — сказал Патрик Макбрайд, руководитель отдела строительной недвижимости в Zurich North America.
Макбрайд сказал, что помимо центров обработки данных, сектор производства, включая производителей электромобилей, производителей аккумуляторов для электромобилей и более широкий сектор полупроводников, а также спрос на искусственный интеллект и облачные вычисления, являются движущей силой роста. «Это действительно огромный скачок», — сказал он.
По данным Бюро переписи населения США, расходы на строительство в октябре оценивались по сезонно скорректированной годовой ставке в размере $2,17 трлн, что на 0,4% выше пересмотренной сентябрьской оценки в размере $2,17 трлн и на 5% выше оценки за октябрь 2023 года в размере $2,07 трлн.
По данным Бюро переписи населения, за первые десять месяцев этого года расходы на строительство составили $1,82 трлн, что на 7,2% больше, чем $1,69 трлн за аналогичный период 2023 года.
«Мы определенно увидели рост мегапроектов», — сказал Роб Макдоноу, руководитель строительной практики в США для Marsh. Он отметил «инициативу по оншорингу с предприятиями по производству чипов», а также сектор электромобилей и крупные инфраструктурные проекты, включая аэропорты и железные дороги.
Макдоноу отметил, что помимо физически более крупных и сложных проектов, инфляция и производственные затраты привели к росту стоимости многих крупных проектов, с февраля 2020 года стоимость строительства выросла почти на 40%.
«Стоимость проектов растет из-за инфляции; такие факторы, как рабочая сила и другие цены на вводимые ресурсы, просто становятся дороже. Работа, которая в прошлом могла стоить $700 млн, теперь стоит намного больше миллиарда, только с учетом инфляции и роста цен на вводимые ресурсы», — сказал он.
По мере того, как проекты становятся крупнее, отдельные линии покрытия, предоставляемые страховщиками, сокращаются, иногда с целых $25 млн до всего лишь $10 млн, что оставляет больше работы для объединения все более крупных программ покрытия. Экспертыи подчеркивают, что на рынке достаточно возможностей для владельцев проектов и других лиц, чтобы завершить размещения, хотя и с большими усилиями.
«Конечно, придется больше работать, чтобы сшить программы, но емкости предостаточно», — сказал Тоттен, добавив, что размеры линий были сокращены.
Макдоноу из Marsh отметил, что брокеры прилагают больше усилий для завершения проектов по верхним уровням покрытия, в некоторых случаях используя глобальные возможности рынков Лондона или Бермудских островов для крупнейших проектов.
По словам Макбрайда из Zurich, данные и аналитика также являются частью расчетов, поскольку некоторые владельцы проектов предпочитают приобретать страховые лимиты на основе прогнозируемых максимальных убытков, а не общей стоимости проекта.
«Поэтому многие из этих покупателей не обязательно покупают полную страховую стоимость проекта, как правило, потому что предполагаемые максимальные сценарии убытков несколько меньше этой суммы», — сказал Макбрайд.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz