28
Вс, апр

Конфликт на Ближнем Востоке угрожает цепочкам поставок и судоходству

polit riskКомпаниям необходимо удвоить оценки политических рисков в своих цепочках поставок, поскольку конфликт на Ближнем Востоке угрожает нарушить торговлю и судоходство, сообщили эксперты Commercial Risk.

По словам Джима Ветекампа, генерального директора Riskonnect, поставщика интегрированных решений по управлению рисками, Израиль является важным поставщиком специализированных товаров и услуг для западных компаний в химической, фармацевтической, энергетической и технологической сферах. По его словам, нарушение поставок этих специализированных продуктов и услуг может иметь «неожиданный эффект домино» для цепочек поставок.

В беседе с Commercial Risk Ветекамп сказал, что неопределенность вокруг более широкого конфликта на Ближнем Востоке потенциально является более серьезной проблемой, чем нынешние локальные последствия войны.

«Существует разница между реальным воздействием конфликта на цепочку поставок и потенциалом расширения риска, и именно здесь все становится сложнее. Является ли для вас самым большим риском то, что Израиль находится в состоянии конфликта, или что конфликт расширяется или будет продолжаться бесконечно? Вероятно, это последнее. Труднее всего судить – какие меры по смягчению последствий и какие расходы следует предпринять, чтобы снизить риск того, что воздействие конфликта выйдет за рамки локального», – сказал он.

По словам Ветекампа, компаниям необходимо будет проверить цепочки поставок на предмет воздействия на Израиль, а также на более широкий регион, если конфликт перекинется на соседние страны. Им также следует рассмотреть различные сценарии риска в цепочке поставок, связанные с конфликтом, такие как, например, гражданские беспорядки и протесты, влияние на международные поездки и кибератаки.

«Геополитический риск беспокоит руководителей крупнейших промышленных предприятий, и они пытаются лучше подготовиться к геополитической нестабильности. В прошлом году у нас была Россия-Украина, теперь Израиль. Что дальше? Многие организации увеличивают свои инвестиции по всем направлениям, чтобы лучше выявлять эти риски и их влияние, а также учитывать эти оценки при принятии стратегических решений», — сказал Ветекамп.

«Задача номер один — это действительно понять вашу цепочку поставок, составить ее карту на нескольких уровнях, вплоть до уровня отдельных деталей или компонентов, отслеживать ее и оставаться в курсе геополитических рисков в регионах, от которых вы зависите, а также определять альтернативные источники поставок. Также стоит попросить поставщиков первого и второго уровня сделать то же самое», — сказал он.

По словам Оливии Коулман, главного консультанта Verisk Maplecroft, воздействие геополитических рисков на цепочки поставок может быть прямым, например, блокировка маршрутов поставок, повреждение объектов поставщиков и нападения на грузовые транспортные средства. Но риски цепочки поставок могут также «проявиться косвенно» в виде торговых санкций или усиления контроля со стороны регулирующих органов, что может увеличить нагрузку на компании-поставщики.

«Учитывая недавние конфликты, понимание подверженности цепочек поставок геополитическим рискам, начиная от конфликтов и межгосударственной напряженности и заканчивая нестабильностью режима, является неотъемлемым компонентом разработки устойчивых стратегий снабжения», — сказала Коулман.

По мнению аналитиков Verisk Maplecroft, конфликт между Израилем и сектором Газа угрожает обратить вспять недавний сдвиг в сторону большей стабильности и сокращения вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. «Есть несколько двусторонних разногласий, которые могут открыться в течение следующих 12 месяцев. К ним относятся конфликты Израиль-Иран и Иран-США, которые, как считается, с более чем 80% вероятностью вступят в военный спор в следующем году», — говорится в сообщении.

Вспышка боевых действий в секторе Газа также грозит усугубить риски гражданских беспорядков в Египте и Турции. Турция уже стала свидетелем нескольких крупномасштабных протестов, связанных с израильско-палестинским конфликтом, в крупных городах, в том числе в Анкаре и Стамбуле.

Конфликт между Израилем и сектором Газа может также повлиять на морские маршруты и порты в Восточном Средиземноморье. Израильский порт и нефтяной терминал в Ашкелоне закрыты из-за его близости к Газе, хотя более крупные порты в Хайфе и Ашдоде работают нормально.

По словам Торбьорна Солтведта, главного аналитика по Ближнему Востоку и Северной Африке в Verisk Maplecroft, угроза нарушения судоходства в более широком регионе, вероятно, возрастет по мере обострения войны между Израилем и ХАМАС.

«Хотя Иран стремится избежать прямой военной конфронтации с Израилем и США, цель будет состоять в том, чтобы надавить на красные линии США и Израиля, не пересекая их. В рамках этого усилия по борьбе с международным судоходством, особенно судами, связанными с США и Израилем, вероятно, удвоятся», — сказал он.

По словам Солтведта, угроза международному судоходству выглядит наиболее острой в Аденском заливе, Баб-эль-Мандабском проливе и Красном море. По его словам, повстанцы-хуситы в Йемене имеют возможность атаковать корабли ракетами и беспилотниками в этих районах, однако атаки, совершаемые хуситами, несут меньший риск вызвать прямой военный ответ США или Израиля, сказал он.

Поскольку пролив Баб-эль-Мандаб является жизненно важным связующим звеном между Индийским океаном и Средиземным морем, нарушение судоходства через пролив Баб-эль-Мандаб является проблемой не только для нефтяных рынков, пояснил Солтведт. Пролив является потенциальным узким местом в цепочках поставок сельскохозяйственной продукции, через который ежегодно проходит более 50 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции. По его словам, судоходство в более широком смысле также сталкивается с угрозой более высоких затрат, если растущие проблемы безопасности заставят судоходные компании изменить маршрут.

По данным Reuters, с момента начала войны морские перевозки в Израиль и из него столкнулись с десятикратным увеличением премий за военные риски. Израиль включен в список зон повышенного риска Объединенного военного комитета лондонского рынка в отношении морских войн, пиратства, терроризма и связанных с ними опасностей. Суда, входящие в зону, должны проинформировать страховщиков и подлежат дополнительной премии за военный риск.

«Страховые премии для судов, заходящих в порты Израиля, выросли после нападения 7 октября и будут оставаться повышенными до тех пор, пока продолжаются военные действия в секторе Газа», - заявил Солтведт.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz