13
Ср, нояб

От Enron до Wirecard: аудиторские компании «Большой четверки» по-прежнему сталкиваются с системными проблемами

Два десятилетия финансовых катастроф от краха Enron Inc. в 2001 году до краха Wirecard AG привели к тому, что аудиторские компании «Большой четверки» столкнулись с серьезной культурной проблемой, которую регуляторы пытаются решить изо всех сил.

1,9 миллиарда евро ($2,1 млрд), отсутствующие на балансе Wirecard, привели к аресту главного исполнительного директора, подаче заявок на неплатежеспособность немецкой платежной фирмы и большому количеству указаний со стороны регулятора. Некоторые обвиняют германского регулятора BaFin в ошибках надзора. Аудитор Wirecard, Ernst & Young, назвал это «тщательно продуманным» мошенничеством, которое, возможно, даже очень тщательное расследование не могло обнаружить.

Но EY также «температурит». Во вторник аудиторская компания была добавлена в коллективный иск против Wirecard, и ее обвиняют в невыполнении своей основной обязанности. Это системная проблема, с которой сталкиваются не только EY, но и другие члены «Большой четверки»: KPMG, Deloitte и PriceWaterhouseCoopers, считает Атул Шах, профессор бухгалтерского учета и финансов в Лондонском городском университете.

«После краха 2008 года едва ли кто-либо из аудиторов был оштрафован или отправлен в тюрьму за неспособность предупредить общество», - сказал Шах. «После этого стало хуже - общий фактор - культурная проблема».

«Большая четверка» разработала прибыльное консультативное подразделение, чтобы конкурировать с McKinsey & Co. и другими фирмами, чтобы предоставить возможность для роста доходов и создания бренда, что трудно сделать в бухгалтерском учете. Однако регуляторы говорят, что это создает естественный конфликт интересов и побуждает аудиторов ограничиваться в своих аудитах для защиты возможностей консультирования.

Теперь роль EY в качестве бухгалтера Wirecard побудила немецких политиков обратиться к регулятору своей страны и присоединиться к своим британским коллегам в призыве разогнать «Большую четверку».

EY «привержена междисциплинарной модели», потому что она предоставляет «технические навыки и отраслевые знания, необходимые для проведения высококачественных аудитов», а также ресурсы для инвестиций в технологии, говорится в сообщении компании. «Аудит качества зависит от широкой команды с различными навыками, основанной на общности ценностей», - говорится в сообщении аудиторской компании.

Deloitte был «последовательным в своей поддержке реформ», сказал заместитель генерального директора фирмы Стивен Григгс. «Мы по-прежнему стремимся играть свою роль в обеспечении изменений, которые охватывают качество аудита, улучшают выбор и восстанавливают доверие».

KPMG и PwC не высказали своего мнения относительно сложившейся ситуации.

BaFin уже подвергся критике после того, как потребовалось более года, чтобы сообщить Wirecard о подозрении на манипулирование рынком на основе сообщения информатора о нарушениях в платежной компании. Шеф BaFin Феликс Хуфельд извинился, заявив, что он разделяет ответственность за «полную катастрофу» в Wirecard, потому что он не выполнил свою работу в качестве регулятора достаточно хорошо.

Фабио де Маси, лидер партии Die Linke в немецком бундестаге, потребовал «всеобъемлющей переоценки» роли BaFin.

Свен Гигольд, немецкий член Европейского парламента, призвал законодательный орган начать расследование в отношении Wirecard. Он также просит Европейскую комиссию, исполнительный орган ЕС, пересмотреть свои правила аудита.

«Мы должны положить конец неправильным стимулам для обязательных аудитов», - сказал Гигольд, добавив, что «аудиторские фирмы должны быть полностью отделены от консультативного бизнеса».

Даже если скандал с Wirecard потряс финансовый сектор Германии, критики в Великобритании, где Большая четверка широко представлена, призывали к реформе в течение почти десятилетия, чтобы она не имела большого влияния. Возможно, это связано с тем, что влияние аудиторских компаний на регулирующие органы слишком велико, чтобы допустить распад.

Политическое влияние

«В сфере регулирования аудита мало нейтральных мнений», - говорит Картик Раманна, профессор государственной политики в Оксфордском университете, указывая на бывших бухгалтеров «Большой четверки», которые принимают участие в работе регулирующих органов.

Ряд бывших партнеров в компаниях «Большой четверки» входят в комитеты Совета по финансовой отчетности (FRC ) надзорного органа в Великобритании.

Энн Уитакер, бывший руководитель отдела аудита и управления рисками в сфере финансовых услуг EY в Великобритании, возглавляет комитет по контролю качества аудита FRC. Джон Хитчинс, который провел 26 лет в качестве партнера в PwC, в основном специализируясь на банковском аудите и консультационных услугах, и бывший партнер KPMG Шон Коллинз, также входит в состав комитета по вопросам финансового поведения.

Пол Джордж, который до этого года был исполнительным директором FRC по корпоративному управлению в течение 16 лет, ранее был партнером KPMG в течение 17 лет, согласно записи в его аккаунте LinkedIn.

FRC заявил, что у него есть строгие правила относительно членов или бывших представителей профессии, которые заседают в его комитетах, и прозрачен в таких вопросах. Закон требует, чтобы ни один бухгалтер или аудитор не мог заседать в регулирующем совете в течение трех лет после ухода из профессии, говорится в электронном письме.

Майкл-Джон Альберт, который занимается предоставлением аудитов в EY, и Вероника Пул, старший партнер Deloitte, являются членами совета по корпоративной отчетности FRC, консультативной группы без полномочий для принятия решений. Советы включают профессионалов, которые предоставляют экспертную информацию, и на них распространяются те же правила конфликта интересов, сказал FRC.

Тем не менее, влияние участников отрасли является силой, считают эксперты.

«Они стали очень крупными политическими операторами и захватили процесс регулирования», - сказал Шах.

Немецкое подразделение EY заявило, что Wirecard предоставила «ложные подтверждения и заявления» о счетах условного депонирования и что «даже самые надежные и расширенные аудиторские процедуры не могут раскрыть тщательно реализованное мошенничество».

Все компании в разной степени столкнулись со скандалами за последнее десятилетие, многие из которых еще расследуются.

В прошлом месяце FRC сделал выговор KPMG после того, как компания признала недостатки за три года работы для клиента, которому пришлось дважды пересчитывать свои распределяемые резервы. Британский надзорный орган на прошлой неделе заказал исследование PwC и EY для несуществующей London Capital & Finance Plc.

В прошлом году Deloitte была оштрафована на 4,3 миллиона фунтов стерлингов ($5,3 млн) за неспособность надлежащим образом проверить счета подразделения Serco Group Plc.

FRC уже заявил в апреле, что из-за вспышки коронавируса его планы по разделению учетных и консультативных подразделений «Большой четверки» были приостановлены. На прошлой неделе FRC заявил, что теперь собирается «продвигаться» с планом «достижения оперативного разделения практики аудита», и осуществит этот план уже в следующем году. Но эксперты скептически относятся к этой идее.

Воздействие вируса

«Несколько месяцев назад угроза масштабных действий со стороны правительства выглядела более правдоподобной, но COVID пока приостановил процесс», - сказал Майкл Уиллис, директор программы подготовки магистров бухгалтерского учета в Кембриджском университете. «Я не думаю, что мы увидим много регуляторных изменений в краткосрочной перспективе из-за волатильности в результате COVID».

Но есть прецедент. Когда Enron, крупнейший в мире энергетический трейдер, потерпел крах в результате мошенничества на $40 млрд в 2001 году, аудиторская компания Артур Андерсен была осуждена за препятствие правосудию и за ее роль в уничтожении документов, которые были частью ее аудита. Эта компания стала первой крупной мировой бухгалтерской фирмой, которая была закрыта, а «Большая пятерка» стала «Большой четверкой».

«Во времена пост-COVID, если мир успокоится, тогда это выполнимо», - сказал Джон Гиллиган, директор финансовой лаборатории Said в Оксфорде и бывший партнер Deloitte. «Но если вы плывете в шторм на корабле, вам нужно поставить его на якорь в гавани, прежде чем вы сможете сделать какой-либо ремонт».

Подготовлено порталом Allinsurance.kz по материалам Bloomberg