В отчете COVID-19 «Перспективы рисков и взаимозависимостей», совместно опубликованном Zurich и Всемирным экономическим форумом, изучались возможные связанные с риском последствий коронавируса, и его потенциальные эффекты второго порядка.
Принимая во внимание мнения 347 высокопоставленных специалистов по рискам, в отчете были названы наиболее опасными за следующие 18 месяцев экономические риски, социальные риски и киберриски.
Экономические риски наиболее вероятны и связаны с последствиями, в частности с риском затяжного спада мировой экономики. Это само по себе неудивительно, но эти риски также имеют далеко идущие экологические, социальные и технологические последствия и взаимосвязи. Увеличение задолженности, как государственных, так и частных бизнесов, неизбежно приведет к банкротству некоторых компаний.
Одним из наиболее важных последствий для мира, связанного с таким глобальным кризисом, как COVID19, является игнорирование других существующих глобальных рисков, в частности недостаток деятельности по решению проблем адаптации к изменению климата и смягчения его последствий.
По мере того, как страны выходят из непосредственного кризиса в области здравоохранения и перезагружают свою экономику, изменившиеся методы работы, отношение к путешествиям, поездкам на работу и потреблению могут упростить поиск возможностей для бизнеса, чтобы извлечь выгоду из более низкого уровня выбросов углерода и более устойчивого восстановления.
В дополнение к опасностям для общественного здравоохранения, пандемия и связанные с ней блокировки и остановки могут иметь долгосрочные последствия для людей и общества. Высокая структурная безработица может повлиять на доверие потребителей и скорость восстановления экономики, а также усугубить неравенство, проблемы с психическим здоровьем и отсутствие социальной сплоченности.
Глава управления рисками устойчивого развития в Zurich Insurance Джон Скотт сказал: «Увеличение неравенства, резкое изменение поведения потребителей и ограничение, которое в значительной степени сказывается на перспективах молодежи, психическом здоровье и благополучии, являются взаимозависимыми проблемами, которые влияют на мировую экономику, геополитику и экономику, а также на наши общества в равной мере. Помимо этого, мы уже наблюдаем рекордные уровни безработицы из-за мер по локализации и вынуждены заново изучать тяжелые уроки, в частности, что социальные лишения определяет результаты в отношении здоровья».
Он указал на четыре области, в которых социальные риски будут иметь наибольшее влияние.
Занятость
Отделы кадров редко были более важными, чем сейчас. Работа удаленно увеличивает риск изоляции, алкогольной зависимости, чрезмерного курения и плохой осанки из-за плохой эргономики.
Ранее государство рассматривалось как конечная система социальной защиты, но работодатели должны были признать, что они тоже должны защищать своих работников, чтобы выжить и процветать.
Возвращение к фазе роста до Covid-19, вероятно, будет долгой и сложной задачей, и в будущем предприятия, вероятно, будут использовать меньше сотрудников. Таким образом, задача возвращения к нормальной жизни - это такой же психологический, как и экономический выбор.
Неравенство
Этот экономический кризис уже нанес непропорционально тяжелый удар по тем, кто находится в более социально уязвимых группах.
Некоторым приходится сталкиваться с моральной дилеммой выбора между работой для получения дохода или пребыванием дома, чтобы защитить здоровье своей семьи.
Таким образом, постоянное воздействие рисков для здоровья, с которыми сталкиваются работники торговли и сферы обслуживания, которые зачастую являются одними из самых низкооплачиваемых, вызывает обеспокоенность в связи с повышенным уровнем смертности среди людей, выполняющих эти роли, - подчеркивая существенное неравенство в отношении общества, доходов и здоровья.
Будущие поколения
Психическое здоровье и благополучие молодых людей страдают - как и их долгосрочные перспективы.
Занятость молодежи в развитых странах только что вернулась к уровню финансового кризиса до 2008 года. А в развивающихся странах безработица среди молодежи неуклонно растет, создавая реальный риск социальных волнений.
В настоящее время 80% учащихся в мире - более 1,6 млрд молодых людей - не посещают школу, и многие учащиеся из более бедных общин не имеют необходимых инструментов для доступа к онлайн-курсам или не могут легко работать дома.
Поведение потребителя
Поведение потребителей уже меняется, даже на этапе стабилизации, в котором сейчас находится большинство стран. В марте мировые потребительские расходы снижались с каждой неделей.
Однако в последние две недели апреля и в начале мая потребительские расходы немного увеличивались каждую неделю в ожидании перехода в фазу «нормализации» - когда экономики сокращают меры по блокировке и демонстрируют признаки восстановления экономики.
Сначала расходы были на основные потребности, такие как продукты питания, но теперь расходы больше направлены на обустройство дома и одежду. На развлечения пока нет значительных расходов.
«Долгосрочные социальные последствия, такие как обострение неравенства и изменения в поведении потребителей, характер работы и роль технологий - как на работе, так и дома - навсегда изменят наш образ жизни, для нас, как для отдельных людей, как для рабочей силы, общества и будущих поколений. Эти социальные аспекты кризиса, в том числе трения между поколениями и сохраняющаяся нагрузка на благосостояние людей, будут ощущаться людьми во всем мире и будут иметь существенные социальные последствия в долгосрочной перспективе», - сказал Скотт.
«У нас есть повод для оптимизма. Нам нужно сосредоточиться не только на решении для здравоохранения, но и на восстановлении, которое сосредоточено на климате, устойчивости и социальных рисках, таких как неравенство, психическое здоровье, отсутствие социальной сплоченности и интеграции. Если мы этого не сделаем, то разрывы в неравенстве, особенно в финансовом, могут остаться и увеличиться», - сказал он.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz