22
Пт, нояб

Единый рынок труда: проблемы и возможности

В ЕАЭС до сих пор к трудовым мигрантам из стран-участниц союза зачастую применяют те же нормы, что и к мигрантам из третьих стран. В Казахстане к этой проблеме добавляется наличие огромного числа самозанятых граждан, которые будет трудно попасть на электронную Евразийскую биржу труда. Об этом говорилось на заседании экспертного клуба "Мир Евразии", состоявшегося в Алматы и посвященного развитию интеграционных процессов в сфере миграции.

Большая проблема для ЕАЭС с точки зрения трудовой миграции - это, по мнению профессора Казахстанско-немецкого университета Рустама Бурнашева, отсутствие стратегического понимания, насколько такая миграция нужна.

С одной стороны, отметил эксперт, декларируется, что миграция необходима, фиксируется дефицит рабочей силы, с другой стороны, формируются концепции о необходимости защиты внутреннего рынка труда и прочие конструкты. Как это соотносится на стратегическом, союзном уровне?

Другая проблема, по его мнению, лежит в юридической плоскости и порождает много путаницы. Уже говорилось о необходимости разделять трудовых мигрантов, передвигающихся внутри ЕАЭС и мигрантов внешних. "Это принципиальный вопрос, - считает Бурнашев. - Граждане стран ЕАЭС - это совершенно другая база регулирования миграции, иное попадание на рынок труда. Но применяются все те же термины, соответственно, отношение возникает то же самое. На бытовом уровне оно приводит к тому, что, допустим, гражданин Кыргызстана, который работает в России или Казахстане, неожиданно сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается гражданин Таджикистана", - отмечает эксперт. Это могут быть какие-то неправомочные действия со стороны правоохранительных органов, непонимание органов трудоустройства, как оформлять документацию. Хотя этого не должно быть.

Другой вопрос – пенсионные отчисления и медстраховка. "Например, кто должен выплачивать медицинское страхование? Это серьезная тема. Потому что в России медицинское страхование работника, трудового мигранта, обеспечивается работодателем. А медицинское страхование его семьи - муниципальными органами. И, например, в Москве задают вопрос: с какой стати город должен платить за "понаехавших?", - говорит Бурнашев.

Легенды и мифы трудовой миграции

Вся эта юридическая незавершенность процессов порождает целый комплекс мифов. "К примеру, миф, что едут оттуда, где хуже. Это не всегда так. И термин "хуже" должен быть очень хорошо проанализирован. Что такое "хуже"? Это означает меньшую заработную плату? Или отсутствие перспектив для своих детей? Или сложности с языком общения? А может, мигрируют туда, где есть родственные связи? Или имеется желание посмотреть мир? Эти актуальные миграционные вопросы должны быть хорошо проработаны, а не сводиться только к экономическим нормам", - уверен Бурнашев.

Нелегальный мигрант, по сути, это тот, кто нелегально перешел границу, или просрочил сроки своего пребывания, или находится в стране с фальшивыми документами, а то и вовсе без документов. "На самом деле мы чаще сталкиваемся с мигрантами, у которых неурегулированный статус. Это другая ситуация, в которой предполагается иной механизм решения. С нелегальными мигрантами должны работать органы правопорядка, а с мигрантами с неурегулированным статусом – социальные службы", - напоминает эксперт.

Также и в оценке вопросов безопасности появляется некая модель, свидетельствующая о том, что мигранты - какая-то особая категория. "Это не так. Надо, чтобы законы работали, и тогда не будет необходимости выделения мигрантов, как явления, приносящего какую-то специфическую угрозу", - предлагает решение проблемы Бурнашев.

Реальный, кардинальный механизм урегулирования эмиграции, по его мнению, – это либо "железный занавес", либо патерналистская модель создания условий.

"Либо надо отказаться от рыночной экономики, и пытаться создать условия с распределением, с обязательной отработкой, либо признать, что трудовая миграция - это нормальный процесс. А в рамках ЕАЭС этот процесс даже желательный", - говорит Бурнашев. То есть мигранты в рамках ЕАЭС – это такие же мигранты, как и внутренние в каждой из стран. И вопрос их трудоустройства и проживания должен регулироваться теми же юридическими нормами, которые работают для любого гражданина страны их пребывания.

Самозанятые, как люди вне системы

Евгений Пастухов, заместитель главного редактора журнала "Центр Азии" напомнил, что свободная торговля, свободное передвижение капитала и трудовых ресурсов - это три кита, на которых строился Европейский Союз в нынешнем его виде. Можно вспомнить, что в продолжающейся дискуссии по "Брекситу" премьер-министр Великобритании Тереза Мэй однозначно заявила: "Мы не будем ограничивать права рабочих мигрантов и наших граждан, которые работают в ЕС".

"Что касается ситуации в ЕАЭС, то иногда складывается впечатление, что мы пытаемся регулировать то, что невозможно регулировать", - Пастухов.

Если мы строим рыночную экономику, то главным регулятором экономической деятельности во всех ее аспектах должен быть рынок. В тоже время даже в развитых экономиках государство, так или иначе, вмешивается в ситуацию. Особенно наглядно это было продемонстрировано во время глобальных финансовых кризисов и экономических потрясений. Поэтому естественно, что государство стремится не упускать все из рук. Прежде всего, когда речь идет о такой чувствительной области как трудовая миграция.

Вопрос в том, что иногда, к сожалению, некоторые законодательные инициативы принимаются только для галочки. "Нужно исходить не только из того, о чем чиновники договорились, но также из потребности людей. Может, нужно выслушивать предложения от самих трудовых мигрантов и решать поступательно эти проблемы, а не придумывать что-то заранее, пытаясь максимально зарегулировать жизнь потенциального мигранта, усложняя и без того непростое его положение?", - предлагает эксперт.
Лидия Пархомчик, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института, приводит следующие цифры. Согласно официальной статистке численность трудоспособного населения в РК в 2017 году достигла 12,9 млн человек, и этот показатель стабильно рос с 1991 года. При этом, численность рабочей силы в стране – порядка 8,9 млн человек. Однако, по сравнению с 1991 годом количество официально зарегистрированных работающих на миллион меньше, чем в 2016 году. "Получается, что за все эти годы у нас не создалось достаточное количество рабочих мест, чтобы обеспечить ими все население страны. Как результат, значительная часть граждан попала в категорию самозанятых", - делает вывод эксперт.

При этом если делать разбивку по линии село-город, то количество самозанятого населения выросло на селе на 1200%, а всего по стране количество самозанятых увеличилось на 676%!

"Таким образом, у нас образовалась значительная прослойка граждан, которые не попадают в официальную систему и не имеют возможности отчислять налоги согласно нормам трудового законодательства", - говорит Пархомчик.

Переход на единую электронную биржу труда России и Казахстана может предполагать отказ от трудовых книжек в бумажном варианте и создание их электронных аналогов. Это откроет ряд дополнительных перспектив, как для работников, так и для работодателей. "Однако, подобный подход исключает возможность для самозанятых попасть в данную базу. Как итог, она будет неполная. Вновь налицо проблема", - добавляет она.

Собственно, данный вопрос уже стал одной из причин отсрочки с полномасштабным запуском социального медицинского страхования в Казахстане. Самозанятые, не являясь частью системы, не могли отчислять обязательные вносы на медицинскую страховку.
"При сохранении подобной ситуации, общий рынок труда и его последующая цифровизация не сможет соответствовать принципу равных стартовых возможностей для населения ЕАЭС", - говорит Пархомчик.

Таким образом, для того, чтобы самозанятые вышли из тени должны быть созданы соответствующие условия. В данном контексте, Россия, для которой данная проблема также актуальна, все чаще обращает взор к опыту Беларуси, которая в 2015 году приняла декрет "о тунеядстве", обязав платить в казну государства около 200 долларов тех, кто не работает больше полугода. Однако, подобные меры стимулирования занятости населения по объективным причинам не являются ответом на возникшую проблему, так как система должна быть саморегулируемая, а не регулируемая сверху.

 

Источник: Nomad.su