Вот и заканчивается 2017 год и по традиции мы подводим итоги страхового года. Мы попроси экспертов и представителей страховых организаций рассказать о том, как они оценивают итоги уходящего года и о том, каков их ожидания на новый, 2018 год.
Ержан Конурбаев, заместитель председателя правления АО ФГСВ
- Как вы оцениваете итоги ФГСВ в 2017 году?
- В целом год для Фонда был успешным, поскольку прямой работы у нас не было, и мы продолжаем копить резервы и пополнять капитал. В части финансовых результатов итоги также положительные: мы выполняем все плановые показатели. Доходы Фонда без учета разных переоценок составили порядка 1 миллиард тенге, мы вышли на очень красивую цифру и поддерживаем доходность на этом уровне. Это позволяет нам финансировать свои расходы и существенно пополнять капитал.
В 2018 году, мы ожидаем, что резерв гарантирования будет расти быстрее, что возможно позволит нам еще больше снизить ставку взноса для страховых компаний.
Резервы будут расти быстрее по причине того, что часть инвестиционного дохода мы будем отправлять на пополнение резерва. Сейчас вся прибыль Фонда идет на пополнение капитала. Пополнение резервов – это первая ступень гарантирования обязательств страховых компаний. Для того, чтобы Фонд не лез в капитал и мог отвечать по гарантиям своими резервами, принято решение о том, чтобы доход направлять на пополнение резервов. Мы будем ближе к нашим целевым показателям и возможно, если позволит нормативное регулирование, как я уже отметил, понизим ставку взносов для страховых компаний.
Понятно, что вероятность банкротств и отзыва лицензий у страховых компаний – участников системы гарантирования маловероятна, так как страховщики достаточно капитализированы. Отмечу, что перераспределение инвестиционного дохода не будет иметь большого влияния на устойчивость фонда, однако повысит емкость первой ступени гарантирования – такая цель перед регулятором стоит.
Что касается работы по законотворчеству, то здесь также мы наблюдаем положительную динамику: нас слышат, и если есть определенные спорные моменты, мы стараемся работать в конструктивном ключе. Повторюсь – главный итог года и критерий работы по прямой деятельности Фонда – отсутствие банкротств страховых компаний.
- А как бы Вы оцениваете итоги прошедшего страхового года в целом?
- В целом положительно. Понятно, что по ОГПО ВТС есть определенная стагнация. Процент покрытия страхования довольно большой и собственно прироста по транспортным средствам нет. Расти можно лишь в части увеличения МРП. Но опять же большая часть клиентов – безаварийная и они получают новые скидки на следующий год. Их класс страхования повышается и скидка увеличивается. Сейчас рынок ОГПО ВТС замер в непонятной динамике. При этом мы понимаем, что растет убыточность – прирост стоимости запчастей и материалов выше прироста МРП. Необходимо снижать расходы, и здесь определенная надежда на онлайн страхование. Однако это не панацея, потому что продажа через интернет в ближайшее время не сможет вытеснить продажи через агентов и через офисы, которые и дальше будут обеспечивать существенную долю продаж ОГПО ВТС. Кстати мировая практика показывает, что интернет занимает порядка десяти процентов продаж. Определенное сокращение убытков произойдет, но общую ситуацию по приросту выплат не изменит.
Работа по снижению выплат требует кардинальных мер. Надо менять базовый размер ставки по ГПО. Это влечет пересмотр региональных коэффициентов и другие моменты. Учитывая, что планируется введение европротокола, перевод полиса на годичную основу – все эти факторы объективно увеличивают стоимость полиса. К этому надо быть объективно готовым.
Страховой рынок до определенного момента рос за счет лайфов. Текущие ожидания таковы, что высокого роста уже не будет и рынок замедлиться в своем развитии. По КОСам уже три года как идет определенная стагнация и рынок в поисках новых точек роста, которые пока не найдены. Однако и лайфы уже замедляются и в ближайшие год- два нужен поиск драйверов для них самих. Особых знаковых событий, на мой взгляд, не было. Рынок в очередной раз стагнирует.
- Поглощение Народным Банком Казкома привело к появлению «лишнего страхового бизнеса» . Будут ли продажи?
- Есть четкая тенденция по уходу с рынка страховых компаний. Точнее тенденция продолжится. В моем понимании еще порядка 3-4 КОСа должны уйти с рынка. Почему нет слияний и поглощений? Потому что у нас акционеры хотят полностью контролировать бизнес, иначе он становится неинтересным. Мало кто хочет уживаться и делиться. И нет инструмента по слиянию и поглощению – корпоративного управления, вернее он есть, но искусственный.
В страховании жизни останутся 5-7 компаний. Это нормальное количество. В части слияния Халыка и Казкома – модель слияния мне видится не очевидной – слишком разные системы, разные настройки особенно у банков. Тяжело будет слить разные стратегии. Скорей всего банки останутся раздельными, и стратегия у них будет разная. Не исключено, если какой-то из бизнесов окажется более жизненным, а где-то увидим угасание бизнеса. В таком случае один из банков можно слить или присоединить. Но пока в банках есть рабочая стратегия, они будут работать. Что касается дочерних страховых организаций, то с ними сложней, учитывая, что рынок ограничен в емкости и в развитии. Скорее всего, будет либо продажа, либо четкое понимание непрофильного страхового бизнеса и закрытие «новых» страховых организаций. Форсированного слияния и присоединения, я думаю, не будет. Акционеры будут внимательно смотреть, как ведут себя институты, как зарабатывают, как выживают. И при хорошей цене предложения будет выход из страховых компаний.
- Каковы Ваши ожидания на 2018 год?
- Мы ждем, что в следующем году будет рост рынка. Считаю, что драйвером роста останутся лайфы. Их желания и возможности участвовать в пенсионной системе – понятно и закономерно. И такое право им должно быть дано. Только лайфы могут обеспечивать пожизненность пенсионных выплат. Другое дело, что аннуитеты должны быть более доступными по цене, чтобы сделать их достоянием более широкого круга населения. Тогда цель пенсионной системы будет полностью выполнена. ЕНПФ копит, а КСЖ – выплачивают. Пожизненность должна стать нормой. Плюс у вкладчиков должен быть выбор где копить: в пенсионном фонде через разные управляющие компании, либо в КСЖ. Лайфы созрели и для участия в накоплении части пенсионных денег. Пусть не всех 10%, а меньшей части и вкладчикам такое право надо дать.
Что касается общего страхования, то здесь однозначно будущее – за добровольным страхованием: авто КАСКО, имущество, ГПО, включая ГПО профессиональной ответственности. Отмечу, что ДМС имеет ограниченные возможности для развития с учетом фактора ОСМС. Однако если ДМС сделать составной частью пакета мед услуг, т.е. грамотно встроить в систему здравоохранения, ДМС получит стимул для развития. Пока, учитывая, что ОСМС не совсем внятно законодательно прописан, к ДМС будут относиться как к соц. пакету.
Источниками роста могут стать страхование различных ГПО. Сейчас, к примеру, обсуждается ГПО медработников и планируется, что страхование заменит регулирование. Но вводить ГПО надо грамотно. Поскольку ГПО – квазиобязательный вид страхования, и скорей инструмент вмененности, мы ожидаем, что толчок к развитию ГПО пройдет через ОВС. Сейчас мы имеем развитие ОВС в страховании в сельском хозяйстве при страховании растениеводства. Там есть свои негативы, однако, они не связаны с институтом ОВС. Сам по себе институт ОВС нормальный. Проблема в том, что ОВС надо уметь грамотно строить. Я ожидаю, что ОВС получит свое развитие именно в части ГПО: страхование актуариев, СТО, столовых и др. На Западе все эти профессиональные риски страхуются именно через ОВС.
Для повышения эффективности ОВС надо внести хотя бы минимальные требования без регулирования – определить минимальный УК и обязательность актуарного аудита. Пока этих вещей хватит. Актуарии будут отвечать своей лицензией и репутацией за то, как грамотно оценивал финансирование ОВС и т.д. Эти рамки позволят более тщательно относиться к своим рискам ОВС и актуариям.
Азамат Керимбаев, бизнес-аналитик
- Как Вы оцениваете итоги уходящего года?
- В 2017 году мы наблюдаем не значительный прирост продаж (2,6%) и значительное снижение доходов страховщиков (снижение более чем на 22%). При этом, скорее всего прирост продаж обеспечивает рост МРП (7%) так как обязательные классы страхования все еще занимают значительную долю рынка. Необходимо отметить, что количество заключенных договор страхования больше чем в 2016 году, однако количество действующих договоров страхования стало меньше, что означает сокращение сроков страхования (возможно, это связано с трансграничным страхованием и пересмотром учетной политики страховщиков, а именно оптимизация дебиторской задолженности).
- Какие события на Ваш взгляд, стали самыми значительными на страховом рынке в 2017 году?
- Необходимо отметить, что в 2017 году профессиональные участники страхового рынка ощущают на себе усиление надзора со стороны регулятора. Так, произошли значительные изменения в страховом законодательстве, структуре рынка, также есть изменения и в самом регуляторе.
Регулирование. Если раньше за страховым рынком следил департамент страхового надзора – подразделение Национального банка, то в 2017 году количество департаментов сократилось. Надзор за страховым, фондовым и пенсионным рынками объединили. Теперь все финансовые организации, кроме банков, относят к небанковским организациям. Рынок не мог не заметить сумму штрафов, которую Национальный банк наложил на участников рынка, она значительно выше сумм за 2016 год. Я считаю, что Национальный банк проводит внутреннюю оптимизацию деятельности своих структурных подразделений, что подтверждается активностью новых департаментов в вопросах регулирования рынка. Регулятор вынес на обсуждение ряд предложений: онлайн страхование, внедрение новых классов страхования (вмененное страхование, страхование туристов), национализация ЕСБД (теперь единая страховая база данных принадлежит Государственному кредитному бюро), ввод зеленой карты по ОС ГПО ВТС и т.д. Все эти меры должны в среднесрочной перспективе дать новый толчок в развитии рынка.
Инфраструктура рынка. В 2017 году ЕСБД передали от частной компании в государственную: Государственное кредитное бюро (ГКБ). Переход, как обычно это происходит у нас, был осуществлен крайне не эффективно. Проблемы ЕСБД не решены, новых решений со стороны ГКБ пока нет.
Страховщики, наконец, стали оценивать качество своего портфеля. Так, некоторые страховщики стали применять селекцию при страховании, что должно обеспечить им снижение убыточности страхового портфеля в ближайший андеррайтинговый год. Но, пока, я считаю, что глубокой аналитики своей деятельности страховщики еще не делают. Еще есть огромный потенциал для развития аналитики в страховании.
- Каковы Ваши ожидания по 2018 году?
- Количество профессиональных участников страхового рынка продолжает сокращаться. Уходят как страховые компании, так и лицензированные актуарии (единственный профессиональный институт на рынке). Сегодня, страховой бизнес является наименее привлекательной сферой для инвестиций в связи с низкой доходностью и недостаточным количеством хороших операторов страховых услуг.
В 2018 году страховщики будут готовиться к онлайн страхованию, что потребует от них значительных инвестиций в ИТ. Те страховщики, которые не буду развеивать свои ИТ-решения останутся за бортом и в будущем будут иметь проблемы, как с капитализацией бизнеса, так и с регулятором.
Олег Ханин, председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір»
- Как Вы оцениваете итоги уходящего года? Какие события на Ваш взгляд, стали самыми значительными на страховом рынке в 2017 году?
- В 2017 году было немало сделано для развития рынка страхования в ближайшие годы. Так, был подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного страхования и перестрахования», в котором отражены ключевые моменты по развитию рынка страхования. В частности, предусматривается внедрение онлайн-страхования и электронных полисов, а также другие нововведения. Для страховщиков онлайн-страхование – это хорошая возможность для дальнейшего развития своих информационных систем и перехода достаточно консервативной отрасли на новый технологический уровень.
Также в проекте предлагается ввести обязательное страхование имущественных интересов туристов, выезжающих за рубеж. То есть предлагается переход от обязательного страхования ГПО туроператора или турагента к страхованию самого туриста от различных рисков, которые могут произойти в поездке. Предварительно стоимость этого страхования будет порядка от 340 тенге в день с покрытием в зависимости от условий договора до 17 млн тенге.
Законопроектом рассматривалось наделение страхового омбудсмана полномочиями по урегулированию споров между страховыми организациями, страхователями и страховыми организациями, возникающих по вопросам не только по обязательному страхованию, но и добровольному страхованию.
В середине 2017 года была осуществлена передача Единой страховой базы данных (ЕСБД) от Актуарного статистического бюро в АО «Государственное кредитное бюро» (ГКБ). На очереди стоит вопрос интеграции ЕСБД с базами данных государственных органов для оптимизации процесса идентификации автовладельцев и перехода к онлайн-страхованию.
Страховым сообществом также рассматривались вопросы развития вмененного страхования, в части страхования профессиональной ответственности медицинских работников за причинение ущерба здоровью пациента при отсутствии небрежного или халатного исполнения профессиональных обязанностей с их стороны.
По самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО ВТС рассматривается повышение лимитов ответственности по возмещению ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью потерпевших лиц, с учетом изменения цен на восстановительный ремонт. В том числе страховщики предлагают пересмотреть систему наказаний и поощрений (бонус-малус). Предлагается формировать стоимость автостраховки в зависимости от количества нарушений правил дорожного движения и учитывать это в системе «бонус-малус».
Также предусматривается создание и дальнейшее расширение функций саморегулируемых организаций (СРО) на страховом рынке. В частности, СРО способны решать вопросы по повышению профессиональной подготовке кадров, контролю за агентской деятельностью, стандартизации работы и развитию инфраструктуры страхового рынка.
- Каковы Ваши ожидания по 2018 году?
- Надеемся, что в 2018 году по ключевым показателям страховой рынок сохранит свои позиции, говорить о том, каким может быть прирост, пока рано.
Источник: Фонд гарантирования страховых выплат