PC: 13 - 14 апреля в Алматы состоялась XI международная конференция «Страхование в Центральной Азии», в которой Фонд гарантирования страховых выплат выступил стратегическим партнёром.
На пленарном заседании, посвящённом развитию моторного страхования, выступил заместитель председателя правления АО «Фонд гарантирования страховых выплат» Ержан КОНУРБАЕВ. Он рассказал о казахстанской системе гарантирования страховых выплат и о состоянии моторного страхования в Республике Казахстан.
Прежде всего хотел бы отметить, что Фонд гарантирования всегда поддерживает подобные мероприятия, поскольку они помогают увидеть проблемы, которые актуальны для развития страхового рынка, оперативно принимать меры реагирования, давая тем самым страховому рынку стабильно и спокойно работать.
Мы понимаем, что отсутствие жалоб и выплат у Фонда - наилучшая оценка его деятельности. Фонд работает уже 14 лет: он был создан в 2003 году на основании Закона Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат». Фонд не ставит своей целью получение прибыли и выплату дивидендов акционерам. Тем не менее Фонд постоянно пополняет собственный капитал, поскольку участвует в обеспечении гарантий и вторым-третьим этапом позволяет выплачивать убытки страхователям в случае банкротства страховых компаний. Акционерами Фонда являются 22 страховые компании.
О деятельности Фонда гарантирования страховых выплат
На текущий момент Фонд гарантирует выплаты и компенсации по трём классам обязательного страхования: гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств - самого массового и востребованного страхования на казахстанском рынке; гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, а также гражданско-правовой ответственности профессиональных участников туристического рынка.
Если остановиться на финансовых показателях, то за последние три года активы Фонда выросли практически в 2 раза, а собственный капитал - вырос в четыре раза. Основную часть активов формируют взносы участников, дополнительно Фонд начисляет так называемые «условные обязательства», которые может привлекать в случае нехватки резерва гарантирования и собственного капитала.
Для Фонда предусмотрен поэтапный механизм компенсации в случае дефолта страховой организации. Первоначальнозадействуется резерв гарантирования, далее - собственный капитал, затем Фонд имеет право привлечь чрезвычайные взносы от страховых компаний. Последний этап - займы у Национального Банка Республики Казахстан и прочих организаций, которые впоследствии покрываются чрезвычайными взносами участников системы гарантирования.
На протяжении последних двух лет с учётом того, что Национальный Банк объявил курс перехода к надзору, основанному на оценке риска, расчёт базовой ставки взноса в Фонд также изменился. Условно расчёт разделён на три этапа. На первом этапе определяется базовая ставка взноса, применение которой к собранному объёму страховых премий по гарантируемому классу страхования даёт покрытие дефицита резерва гарантирования. Дальше два этапа включают в себя анализ семи факторов риска каждого страховщика и анализ показателей финансовой отчётности, которые также анализируются и регулятором. По результатам этих двух этапов производятся скоринговые расчёты коэффициента нагрузки для каждой страховой компании в разрезе гарантируемых классов страхования. Каждая компания получает коэффициент, который она должна применять к базовой ставке для определения размера своего взноса в Фонд.
По итогам 2015 года была проведена градация страховых компаний по так называемому уровню риска, но фактически картина была довольно условная, поскольку нам необходимо точно понимать критерии указанных рисков: средняя, ниже среднего, низкая и высокая.
Пока мы разделяем риски по текущему принципу: порядка 15 компаний имеют средний уровень, 4 - очень низкий, 3 компании - высокий. В принципе, мы ожидали, что основная масса страховых компаний будет иметь средний риск.
По итогам 2016 года картина поменялась. В целом она соответствует текущей динамике. Компании с высоким риском теперь отсутствуют, это объясняется тем, что при текущем уровне страхового бизнеса и текущем объёме страховых премий уровень капитала страховых компаний довольно высокий.
По итогам прошлого года только 2 компании имеют риск выше среднего. Как видите, порядка 98 % компаний имеют низкий рентинг оценки риска.
Состояние рынка моторного страхования
Основной гарантируемый Фондом класс страхования - это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС). По представленной динамике страховых премий и выплат видно синхронное увеличение обоих показателей. За период 2015 - 2016 годов рост премий составил 19 % в основном за счёт роста объёма премий по страхованию въезжающих на территорию Республики Казахстан иностранцев. Выплаты за аналогичный период также выросли на 20,3 % в основном за счёт удорожания запасных частей и материалов. Но внешняя стабильность ситуации в этом классе страхования имеет и оборотную сторону. Существуют определённые дисбалансы в части расчёта премий и в части применения поощрения и наказания за безаварийную езду (система «бонус-малус»).
На сегодняшний день можно констатировать, что рост премий по ОС ГПО ВТС достиг своего пика, с учётом практически полного покрытия всего автопарка страны и основной проблемой становится рост убыточности. Если на начало 2015 года доля выплат в премиях составляла 44,2 %, то на начало 2017 года - уже 47,8 %.
Рост убыточности можно объяснить следующими факторами:
- Устаревшими лимитами ответственности и тарифными ставками (последние изменения принимались в 2008 году).
- Непрозрачной деятельностью страховых агентов.
- Снижением прироста количества транспортных средств. Учитывая замедление прироста количества автотранспорта, можно прогнозировать достижение «потолка» в части прироста договоров страхования и, соответственно, - замедления темпов роста страховых премий.
В настоящее время рост премий поддерживается за счёт увеличения значения минимального расчётного показателя (МРП), применяемого для расчёта страховых премий.
Другой класс моторного страхования - добровольное автоКАСКО. Здесь ситуация также неоднозначна и в большей степени потому, что рынок менее развит. Понятно, что это - добровольное страхование, и чтобы клиент выразил желание застраховаться, от агентов требуется больше усилий, чем при продаже обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. С 2011 по 2014 год по автоКАСКО наблюдался устойчивый тренд на увеличение премий, что можно объяснить развитием банкострахования, когда имущественным залогом при кредитовании является квазиобязательным страхованием.
Этот добровольный класс страхования прямо зависит от общей экономической ситуации в стране. В 2015 году корректировка курса национальной валюты привела к росту стоимости автомобилей и запасных частей. Основные покупатели автоКАСКО - физические лица - стали экономить на добровольном страховании автомобиля. Кроме того, автоКАСКО «провисло» по линии банкострахования, когда население приобретало авто в кредит на условиях обязательности приобретения полиса КАСКО. Банки ужесточили требования к заёмщикам, а деньги по государственной программе льготного автокредитования быстро закончились. Рынок автоКАСКО «замер» в ожидании лучших времён, а убыточность растёт в среднем на уровне инфляции.
Причины роста убыточности моторного страхования
Рост средней выплаты связан с удорожанием стоимости запасных частей, которая напрямую зависит от обменного курса иностранной валюты. Девальвационные процессы и увеличение количества новых автомобилей оказали прямое влияние на рост размера страховых выплат.
Увеличения парка новых автомобилей иностранного производства, на ремонт которых в случае их участия в ДТП требуется гораздо больше средств, повышает расходы страховщиков, то есть повышает убыточность страхования. Рост более чем в 3 раза количества автомашин со сроком эксплуатации менее трёх лет в 2015 году стал самым большим за историю авторынка в Казахстане. В 2016 году прирост составил немногим менее 2-х раз.
Кроме того, значительное влияение на убыточность автострахования оказывает и текущая система расчёта страхового тарифа на основе региональных коэффициентов. Уже не первый год страховщики жалуются, что система региональных коэффициентов не отражает реальную убыточность в регионах.
Общеизвестно, что коэффициенты, применяемые при расчёте страховых премий в областных центрах ниже, чем в мегаполисах. Однако в городах растёт количество машин из области и количество ДТП с их участием. Соответственно в городах растёт статистика выплат.
На графике показано, что в пятёрку регионов с убыточностью по ОС ГПО ВТС свыше 50 % наряду с такими мегаполисами, как Астана и Алматы, входят Карагандинская, Кызылординская и Южно-Казахстанская области, у которых региональный коэффициент, применяемый при расчёте страховых премий равен 1,0 или немного выше этого значения.
В итоге машины, владельцы которых имеют пониженные коэффициенты, совершают значительное число ДТП,увеличивая страховые выплаты и повышая уровень убыточности в секторе. И, например, - Атырауская область, где показатель выплат в премиях - ниже среднерыночного, при том что региональный коэффициент там выше, чем у Астаны - лидера по убыточности. На наш взгляд, в этой связи назрела необходимость изменить подход к расчёту региональных коэффициентов.
Распределение автовладельцев по системе «бонус-малус» наглядно показывает, что подавляющее большинство автовладельцев ездят безаварийно.
На наш взгляд, система «бонус-малус» может служить своеобразным резервом роста объёмов страховых премий. Дело в том, что действующая система "бонус-малус" не учитывает тяжесть нанесённого убытка. К примеру, убыток в 100 тыс. и в 1,5 млн тенге наказывается системой одинаково. Для того чтобы повысить ответственность автовладельцев за тяжесть совершённого дорожно-транспортного происшествия, необходимо также ввести повышенные коэффициенты для тех автовладельцев,которые многократно становятся виновниками ДТП и наносят значительный ущерб другим автовладельцам. Что касается «бонусов», то стимулирование автовладельцев к безаварийной езде через систему скидок себя исчерпало. Требуются новые стимулы поощрения за безаварийное вождение транспортных средств.
Свою лепту в убыточность вносят страховые агенты, которые до последнего момента диктовали условия страховым компаниям. В настоящее время размер комиссионного вознаграждения закреплён законодательно и составляет 10 % для агентов - физических лиц и 15 % для агентов - юридических лиц. Однако обнаруживаются случаи превышения установленных лимитов, когда выплаты комиссионного вознаграждения производятся через административные расходы.
Пути решения сложившихся проблем
На наш взгляд, необходимо пересмотреть лимиты ответственности и страховые тарифы с учётом накопленной статистики и с учётом изменения цен на восстановительный ремонт повреждённого имущества.
Кроме того, важно пересмотреть систему наказаний и поощрений («бонус-малус»). На наш взгляд, имеет смысл поднять вопрос о модернизации системы «бонус-малус» с учётом фактического размера убытка, причинённого владельцем при дорожно-транспортном происшествии.
Сегодня степень наказания нарушителя, который принёс огромный убыток страховщику, одинакова с той, которую применяют для мелкого нарушителя с небольшим ущербом.
Для стимулирования безаварийной езды следует применять более жёсткий коэффициент расчёта стоимости страхового полиса для водителей - виновников крупных аварий. Нужно не пугать водителя Административным кодексом, а приучить его считать собственные деньги. Данный шаг может сыграть существенную роль в снижении уровня выплат.
Что касается страховых агентов, то здесь необходимо введение онлайн-страхования. Преимущества онлайн-страхования в том, что оно упростит процесс страхования, даст страхователю возможность сравнивать страховые продукты и выбирать оптимальные варианты страхования, сократит аквизиционные расходы и приведёт к развитию прямых продаж.
Кроме того, агентам нужно ограничить вознаграждения по договорам, заключённым в рамках государственных закупок, и, естественно, ограничение должно обеспечиваться рыночными механизмами.
Перспективы деятельности ФГСВ
В настоящее время Фонд гарантирования страховых выплат - важная составляющая технической инфраструктуры моторного страхования. Тем не менее назрела необходимость дополнения Фонда новыми функциями. Основная функция, которой Фонд наделён на сегодняшний день, - приём портфеля принудительно ликвидируемой страховой компании, - фактически изжила себя. Последние случаи передачи страхового портфеля проходили непосредственно от компании к компании.
Фонд может развиваться в качестве полноценной инфраструктуры для моторных видов страхования, в том числе и в части популяризации этих видов. Также на базе Фонда актуально и эффективно создание информационного центра с элементами саморегулирования. Методы саморегулирования рынка выстроят доброжелательную конкуренцию в высококонкурентных классах страхования.
Таким образом, с учётом введения в Казахстане онлайн-страхования Фонд может стать коллективным инфраструктурным центром для развития и удешевления продажи электронных полисов. Фонд также может работать полноценным моторным бюро в Казахстане: оказывать функции по урегулированию убытков, осуществлять централизованную оценку ущерба при ДТП, консолидировать информацию о выплатах страхователям. Далее, Фонд имеет возможность для разработки аналитической информации, которая позволит видеть карту рисков по страховому рынку. В принципе, новая система скоринга рисков страховых организаций - участниц системы гарантирования уже положила начало тому, что Фонд стал делать детальный анализ рынка «изнутри». Таким образом, на базе Фонда у страховщиков появится возможность реализовать клиентоориентированный и качественный страховой бизнес.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»