PC: «Зелёная карта»: общие положения
В 2017 году система «Зелёная карта» насчитывает 48 членов, 47 бюро, расположенных от Исландии - на западе, до Норвегии - на севере, России - на востоке и Марокко - на юге, это очень большая организация. В 2013 - 2014 годах количество застрахованных транспортных средств составило более 450 млн единиц. По оценкам Бюро, в 2015 году было обработано до 450 тыс. страховых случаев. Около 1300 страховщиков работают в системе «Зелёная карта».
Основные опасения,которые испытывают страховщики в странах, которые рассматривают возможность членства в системе «Зелёная карта» или только что вступили в члены, связаны со значительными убытками, которые могут возникнуть в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в тех странах, лимиты ответственности в которых, особенно по жизни и здоровью, достигают значительных пределов или вовсе не лимитируются. Но кроме этого нужно рассматривать ещё и другие аспекты участия страны в международной системе, такие как выгоды для страны и её страхового рынка от увеличения международного трафика и международного опыта, который страховщики получают при работе в системе «Зелёная карта», поскольку для урегулирования страховых случаев у нас налажен очень высокий уровень экспертизы.
Географическое местоположение Казахстана между Китаем и Российской Федерацией создаёт благоприятные условия и серьёзные перспективы для развития транзитного автосообщения. А участие казахстанского страхового рынка в обеспечении страхования этого транзитного трафика принесёт значительные экономические выгоды и стране, и страховому рынку.
Система «Зелёная карта» функционирует под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций, головной офис которой расположен в Женеве, и, на мой взгляд, это является очень важным элементом, который обеспечивает устойчивость и популярность этой системы.
Основными целями системы «Зелёная карта» является содействие международному автотрафику и экономическому обмену, а также защита жертв дорожно-транспортных происшествий, произошедших при посещении автомобилистами иностранных государств.
Эти цели достигаются путём предоставления автовладельцам полиса «Зелёная карта», которая:
- является доказательством действительного покрытия обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в соответствии с законодательством страны посещения, является официальным документом, признанным всеми органами страны посещения (таможней, иммиграционными властями, полицейскими и т. д.).
Основными целями системы «Зелёная карта» является содействие международному автотрафику и экономическому обмену, а также защита жертв дорожно-транспортных происшествий, произошедших при посещении автомобилистами иностранных государств.
Управление системой осуществляет Совет Бюро, базирующийся в Брюсселе, в который входит группа юристов, риск-менеджеров и других сотрудников. Президент Совета Бюро избирается каждые пять лет так же, как и Генеральный секретарь. В Совете Бюро функционируют различные комитеты и рабочие группы, в состав которых входят региональные представители.
Условия членства в системе «Зелёная карта»
Законодательные требования
Система «Зелёная карта» имеет ограниченное географическое покрытие, которое локализуется в европейской части материка Евразия, то есть к западу от Урала и включая страны, которые граничат со Средиземным морем. Помимо 48 действующих членов системы есть ещё несколько стран, которые подпадают в поле действия системы «Зелёная карта». Это Казахстан, Грузия, Армения, Ливан, Египет, Ливия, Сирия и Алжир. Но на настоящий момент нам поступили официальные запросы только от Грузии, Армении и Алжира. Подобные географические ограничения необходимы, и прежде всего для устойчивости самой системы, чтобы можно было ею эффективно управлять. Расширение границ системы и включение новых регионов и стран может привести к сложностям в управлении и администрировании системы, поэтому мы ограничиваемся только названными территориями и странами.
Основным условием для страны-кандидата для участия в системе необходимо местоположение, которое обозначено выше. Другим условием является членство страны в Организации Объединённых Наций, для Казахстана этот вопрос - решённый. Кроме того, страна должна подписать и ратифицировать Венские конвенции 1968 года о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах. В стране должна существовать обязательная система обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Должна быть свободная конвертация валюты и возможность валютных операций и переводов. Также Правительство должно поддерживать создание Национального бюро и членство в системе «Зелёная карта», поскольку без поддержки государства членство в системе реализовать невозможно.
Каковы задачи и требования к Национальному моторному бюро? Прежде всего оно должно быть создано участниками страхового рынка, которые участвуют в страховании ОСАГО и которые заинтересованы в работе Национального моторного бюро, финансирование бюро также должно осуществляться за счёт участников рынка. Основная задача, которую выполняет Национальное моторное бюро, - это контроль за продажей полисов «Зелёная карта» и ответственность за урегулирование убытков на своей территории. То есть если кто-то из иностранных граждан попадёт в дорожно-транспортное происшествие на территории Казахстана, то именно казахстанское бюро будет отвечать за урегулирование убытков и выплату возмещения этому иностранному гражданину. Национальное моторное бюро может организовать эту работу самостоятельно через специально созданные структуры или может делегировать эти обязанности страховым компаниям, которые являются членами бюро. Но я не рекомендую это делать сразу, позднее я вернусь к этому вопросу и объясню - почему.
Национальное моторное бюро также должно нести ответственность за своих членов. Это - небольшое требование, но очень важное. К примеру, если казахстанская машина, имеющая полис «Зелёная карта», становится виновником ДТП в Румынии, то румынское Бюро будет возмещать ущерб потерпевшему в Румынии. И если по какой-либо причине казахстанский страховщик откажется платить, то казахстанское Национальное бюро должно будет осуществить выплату в полном размере за счёт собственных средств. Ещё раз отмечу, что Национальное бюро является политически, юридически и финансово независимой структурой, это не правительство, не государство и не надзорный орган, поэтому вся ответственность по обязательствам, которые принимают на себя страховщики, являющиеся членами Национального бюро, целиком и полностью лежит на Национальном бюро.
Финансовые требования
Помимо законодательных требований новые члены должны соблюсти ещё и финансовые требования. Национальное бюро должно предоставить финансовые гарантии, они ограничены по времени, но в самом начале они должны быть. Финансовые гарантии - это не вступительный взнос, который вы заплатили и забыли про него.
Адекватную финансовую гарантию Совету Бюро должны предоставлять все новые члены, и предназначена эта гарантия для обеспечения возможных неисполненных обязательств, таких как: неоплаченные страховые претензии, неоплаченные перестраховочные премии, неоплаченные членские взносы.
Для предоставления финансовых гарантий есть две альтернативы:
1) Наиболее популярным вариантом среди стран, которые стали членами бюро в последние годы, является предоставление банковской гарантии или депозита наличности и полиса перестрахования эксцедента убытка. Размер банковской гарантии или депозита рассчитывается в зависимости от размера автопарка страны, и чем больше количество машин в стране, тем выше сумма. К банку, который выдал гарантию или в котором размещён депозит, предъявляются минимальные требования по рейтингу банка, также банк должен находиться на территории Европейского союза и его штаб- квартира должна находиться за пределами страны нового члена. Также существуют определённые требования в отношении рейтинга перестраховщиков и приоритета договора перестрахования.
Для Казахстана, учитывая все экономические особенности и географическое положение, быть членом такой системы, как «Зелёная карта», с экономической точки зрения - очень полезно и выгодно. |
2) Второй способ предоставления финансовых гарантий, который используется значительно реже, - это заключение договора перестрахования и полного обслуживания.
В этом случае квота договора перестрахования должна составлять 100 %, перестраховщик также должен будет нести ответственность за обработку страховых претензий. К минимальному рейтингу перестраховщика также существуют определённые требования, поэтому второй способ является наиболее затратным.
Ещё одно финансовое требование - выплата ежегодного взноса производится в зависимости от объёма национального автопарка. Средства, полученные от этих взносов, направляются на финансирование расходов по функционированию Совета Бюро в Брюсселе. Чтобы был понятен объём финансирования аппарата, могу сказать что на 2017 год он составил около 1,8 млн евро. И судя по тем данным, которые у меня есть по размеру автопарка в Казахстане, ежегодный взнос может составить около 35 тыс. евро.
На что нужно обратить внимание
Есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, поскольку они являются очень критичными для новых членов по причине недостаточного понимания особенностей работы в системе.
Во многих регионах мира есть аналогичные системы гарантирования автострахования, например, коричневая карта в Африке, оранжевая - в арабских странах, на Дальнем Востоке есть голубая карта и так далее, и часто все эти схемы не работают так, как они должны работать. Почему это происходит?
В большинстве случаев потому, что нет доверия к этим системам, нет дисциплины и в основном нет финансовой дисциплины. Для системы «Зелёная карта» финансовая дисциплина имеет первостепенное значение, и за её соблюдением внимательно следит Совет Бюро. На ежемесячной основе происходит сверка финансовых задолженностей, и если какая-либо из стран не выполняет свои обязательства перед другими членами бюро, то у нас существуют достаточно жёсткие меры для принуждения Национальных бюро к выполнению своих обязательств, вплоть до прекращения членства в системе.
Ещё раз отмечу, что Совет Бюро - это не политическая, а чисто техническая организация и мы сконцентрированы только на выполнении наших основных задач, о которых я уже говорил, и поэтому все наши взаиморасчёты внутри системы должны проходить очень быстро и чётко.
Ещё одно важное замечание относится к необходимости хорошего знания правил, установленных Советом страховых бюро в отношении обработки претензий. Эти правила не всегда просты, но знание их необходимо так же, как и знание международного частного права, которое является не самой простой темой. Поэтому поручение обработки страховых претензий отдельным страховщикам или агентам, у которых нет опыта в этой сфере, может оказаться не очень хорошей идеей. Поэтому для стран-новичков я всегда рекомендую на начальном этапе организовывать централизованную обработку страховых претензий Национальным бюро, что и реализовано в настоящий момент в Российской Федерации, Украине, Беларуси, Азербайджане.
Поскольку система «Зелёная карта» - довольно обширная организация, то вам будет необходимо осознание культурных различий, осведомлённость о юридических различиях, которые имеются в разных странах при урегулировании страховых убытков.
Ещё одно опасение, которое присутствует у новых членов и оно вполне обоснованно, - это огромная разница в юридических системах в тех странах, с которыми придётся работать.
В большинстве случаев это касается обязательств: например, некоторые страны не предъявляют никаких требований к доказательству вины и при наступлении ДТП они просто выплачивают.
В отношении потенциальных финансовых последствий страховых претензий также есть несколько предостережений. В системе участвуют страны с высоким уровнем компенсации (Франция, Италия, Великобритания,Бельгия,
Швейцария), особенно по искам о телесных повреждениях, вплоть до нескольких миллионов евро на одного пострадавшего. Средние затраты по страховым претензиям весьма неоднородны и могут в значительной степени превышать расходы, которые привычны для вашей страны.
Как избежать огромных убытков? Есть один простой способ. Никто не заставляет вас продавать полисы «Зелёной карты» с покрытием в тех странах, где лимиты по выплатам слишком высоки или вовсе не лимитированы. Если бы я работал в Казахстане, то я для начала ограничил бы территорию покрытия «Зелёной картой» только территорией ближайших соседей - России, Азербайджана, Украины, Беларуси. Если казахстанские страховщики будут работать по покрытию в странах с высокими лимитами, то наступление страхового случая может стоить огромных денег. С экономической точки зрения я также предполагаю, что казахстанским страховщикам нет смысла давать покрытие по полисам «Зелёная карта» до всех географических пределов действия системы, поскольку основной автотрафик всё-таки происходит по территории ближайших соседей.
Ещё один вопрос, на который стоит обращать внимание, - это различия в юридических нормах в разных странах. Это касается национальных процессуальных норм (адвокатских сборов, сроков давности, максимальных задержек с предложениями пострадавшим). Здесь тоже нужно иметь в виду, что в некоторых странах, например в Великобритании, издержки на юридические услуги могут составить сумму большую, чем собственно возмещение пострадавшему.
Также нужно обращать внимание на размер минимального страхового покрытия,поскольку в странах еврозоны оно действительно может быть очень высоким, к примеру до 2 млн евро на одного пострадавшего и до 5 млн евро на одно ДТП.
Но опять же хочу обратить внимание на то, что каждая страна сама принимает для себя решение о зоне покрытия и соответственно принимает на себя все риски, о которых я говорил выше. Чем консервативнее решение, тем меньше риски. То есть всё должно решаться на уровне экономической целесообразности для страхового рынка и страны в целом.
В завершение я хотел бы повторить, что для Казахстана, учитывая все экономические особенности и географическое положение, быть членом такой системы, как «Зелёная карта», с экономической точки зрения - очень полезно и выгодно. При этом постепенное вхождение в систему и покрытие для начала только территории ближайших соседей убережёт казахстанских страховщиков от больших убытков.
Жан ЗЕННЕРС, президент Совета Бюро
Источник: Журнал «Рынок Страхования»