PC: Словения - нерегулируемое ОСАГО
Важно помнить, что обязательное страхование автогражданской ответственности предназначено для защиты интересов пострадавшего. Обычная конкуренция хорошо работает, например, в страховании имущества: потребитель идёт к тому страховщику, который выплатит быстро, правильно и должным образом. В ОСАГО выплату получает пострадавший, компенсацию которому нужно правильно рассчитать, и здесь возникает целый ряд проблем.
Три вещи, которые надо знать про ОСАГО: - Это первый массовый продукт для любого рынка. - Он самый сложный из-за долгосрочной природы этого бизнеса. - Особая политика государства - это инструмент социальной защиты владельцев транспортных средств. |
Статистика показывает снижение числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Словении. Это важно, потому что, устанавливая тарифы на ОСАГО, важно понимать тренды и риски, которые вы страхуете. В Словении - количество ДТП снижается ввиду улучшения качества дорог и автомобилей, а главное - более высоких штрафов, взимаемых дорожной полицией с автонарушителей. Давно прослеживается тенденция, когда вслед за ростом величины штрафа снижается уровень ДТП.
Сбор премий также снижается - работает конкуренция. Словения перешла от регулируемого к полностью свободному рынку ОСАГО, и результаты - хорошие.
Примеры регулирования ОСАГО
Надо ли регулировать страховые тарифы? Мнения разделяются. Позиция большинства мировых финансовых институтов, таких как, например, Всемирного банка, а также Европейской комиссии, такова, что ОСАГО - обязательное страхование и должно быть либерализовано, должна работать исключительно конкуренция. Однако есть веские причины оставлять нерегулируемым этот страховой продукт. Этот продукт невозможно структурировать, чтобы он был полностью свободным, всё равно нужно регламентировать на государственном уровне как минимум то, что именно должно оплачиваться страховым соглашением. Вот премии можно не регулировать.
В США 50 отдельных рынков ОСАГО - в каждом штате своё регулирование и тарифы регулируются так или иначе. Позиция Евросоюза состоит в том, что должна быть конкуренция, то есть ОСАГО не нужно регулировать.
Однако ОСАГО - социальный продукт, который должен быть у каждого автовладельца, что и предусматривается национальными законодательствами. Почему бы не регулировать премии? Этот вопрос - больше политический. Почему бы не оставить премии на регулировании рынка? Потому что мы говорим об общественном интересе.
Другой вопрос - что регулировать? Закон должен прописать минимальные условия регулирования: цена страховки, компенсация потерпевшему. Когда мы говорим о регулировании, то прежде всего имеем в виду стоимость покрытия ОСАГО, и в европейских странах, в частности в Словении, она регулируется, но не напрямую, а опосредованно: достаточной величиной страховых резервов, объёмом про- визий, отслеживаемым объёмом рынка, подверженностью убыточности страховых компаний и др., всё это суммируется и опосредованно отражается в цене страхового продукта. Таким образом, опосредованное регулирование премий существует и в Евросоюзе.
Опыт Словении полезен тем, что страна, как и Казахстан, находится на транспортном перекрёстке. Соседняя Австрия полностью разрегулировала премии в восьмидесятых годах прошлого столетия, Словения - в 1997 году, Хорватия - в 2013 г. Как видно, все страны - разные и имеют собственный опыт моторного страхования. Базовая позиция заключается в том, что регулируемые премии, как правило, - слишком высокие и страховщики платят агентам за инфраструктуру, которая должна быть эффективной, если позволит конкуренция.
Опыт Словении таков, что премии были изначально низкими и страховщики несли убытки. Когда регулирование премий ОСАГО сняли, то премии выросли. В Хорватии же стоимость снизилась на 40 %. Снятие регулирования премий работает тогда, когда оно замещается хорошо работающей конкуренцией.
Каким же образом обеспечить конкуренцию в ОСАГО? Какие конкурентные преимущества могут быть у страховой компании на этом рынке, если получатель выгоды - третья сторона, даже не клиент страховщика? На самом деле всё «упирается» в цену. И конкурентный рынок требует контроля, может быть, не за ценами, но пруденциального регулирования или надзорных действий, нацеленных на оценку рисков и бизнес-моделей страховых организаций. Мы переносим регулирование с цены на регулирование капитала и технических провизий страховщика. Регулирование необходимо, чтобы обеспечить работоспособность бизнеса ОСАГО, у которого «длинные обязательства».
Когда на рынке были очень низкие премии, которые к тому же регулировались, например, до либерализации в Словении складывалась негативная для страховщиков ситуация. Тогда ОСАГО использовалось как макроэкономический инструмент борьбы с инфляцией. На рынок приходили новые участники, в основном из Австрии, которые «снимали сливки» с рынка, а самого покрытия ОСАГО давать не хотели. И у них были плохие технические провизии.
В переходный период в Словении было оформлено соглашение между компаниями, которое фактически регулировало тарифы страховщиков. Бизнес-модель ОСАГО должна быть устойчивой и стоять на крепкой рыночной базе. Кроме того, должен быть положительный опыт актуариев. Если на рынке есть продукт с такими «длинными обязательствами», как ОСАГО, то актуарии - единственный институт, который может дать экономическое обоснование тарифов, способных обеспечить финансовую устойчивость страховым компаниям. И, конечно, во всём этом велика роль надзора.
В 1997 году в Словении прошла либерализация ОСАГО, были хорошие результаты, хорошая конкуренция на основе сегментации. Сегментация реально началась на рынке только в 2010 году. Это было хорошо для потребителей, так как движущие факторы обеспечили хорошие результаты - более высокие премии и хорошие объёмы провизий.
Теперь немного о ситуации в странах, где до либерализации ОСАГО премии были достаточно высокими. Эти рынки, как правило, имеют низкий уровень проникновения добровольного страхования и ОСАГО является основным видом страхования. Например, в Косово 10 лет назад рынок на 90 % был представлен ОСАГО, на рынке работали 2 актуария, причём на одну и ту же компанию. Надзору также нужен актуарный расчёт, чтобы понять, каким образом компании формируют резервы.
Как правило, существуют регулируемые уровни комиссий в размере 8-10 % которые уплачиваются агентам или брокерам. Однако компании в реальности платят агентам до 40 % комиссий, которые потом перекладываются на страхователя.
Предпосылки для функционирования рынка страхования
Нужен определённый уровень опыта в отрасли, у актуариев и надзора. Нужен прозрачный уровень технических премий:следует знать, какой объём премий собирается рынком, а какой нужен, чтобы покрыть убытки и риски, возникающие из ОСАГО как бизнеса. Здесь также учитываются агентские комиссии и прочие обоснованные затраты. Нужен адекватный уровень резервирования провизий рынком. Вы не можете либерализовать рынок, если большинство компаний не являются финансово устойчивыми. Либерализация снизит страховые премии и станет существенной нагрузкой для компании. Рынок не сможет абсорбировать и переварить снижение премий. Большая часть компаний с большой долей ОСАГО в портфеле попросту обанкротится и их банкротство ляжет на гарантийный фонд.
Ещё раз хочу напомнить препятствия для либерализации:
- отсутствие опыта,
- отсутствие должной поддержки со стороны информационных технологий,
- структура рынка: высокий уровень концентрации рынка - на двух-трёх игроках.
Есть также много рисков для финансовой устойчивости компаний, особенно если такие рынки не развиты и доля моторного страхования ОСАГО - чрезвычайно высока.
Опять же, основываясь на опыте Западных Балкан, если даже компании финансово адекватны, акционеры, как правило, имеют низкий уровень платёжеспособности. Если возникает какой-либо шок, скажем, резкое снижение премий по ОСАГО, они просто не смогут финансово поддержать компании, владельцами которых они являются.
Основные «ловушки» для либерализации рынка ОСАГО
Во-первых, стремление любой ценой поднять ликвидность рынка: слишком низкие премии и слишком большие комиссии - в этом случае недостаточно премий, чтобы покрыть все риски.
Во-вторых, конвергенция к более концентрированному рынку - повышение уровня концентрации рынка и снижение страховых требований и стандартов по урегулированию убытков. Каким-то образом получается, что это полностью против самой идеи страхования ОСАГО, потому что рационализация урегулирования убытков идёт за счёт пострадавшего (страхователя).
В-третьих, проблемы с платёжеспособностью, что может вообще подорвать репутацию сектора страхования. На самом деле - это системный риск.
В Европе существует Совет системных рисков, и в Словении мы выделили риск репутации страхового сектора в системный риск. Страхование ОСАГО касается очень большой части населения. Компании теряют репутацию в случае невыполнения собственных обязательств, когда не платят, а лишь собирают премии. Возникает системная проблема и системный риск, потому что потенциальные покупатели полисов просто не хотят их покупать. Это плохо для страхового рынка, государства и правительства. Исторически страхование - эффективная система перераспределения рисков. Нужно быть осторожным с репутацией, страхование держится исключительно на репутации.
Необходимо анализировать и накапливать опыт работы рынка ОСАГО, особенно опыт актуариев. Можно, конечно, купить актуарные услуги у третьей стороны, но аутсорсинг в данном случае не уместен из-за высоких рисков. Также важно совершенствовать стандарты резервирования при формировании провизий. При либерализации велика вероятность, что премии снизятся, но система должна быть в состоянии это выдержать.
Необходимо убрать регулирование комиссионных. Комиссионные - часть затрат страховщика, которые страховщик должен нести сам. Это нужно учитывать, когда будет регулироваться финансовая устойчивость.
Необходимо усовершенствовать отчётность. Необходим аудит данных - постоянная проверка реальной прибыльности рынка ОСАГО. Нужно иметь адекватное прогнозирование на будущее, нужно регулярно проверять платёжеспособность страховых компаний, в том числе оценивать долю ОСАГО и финансовую устойчивость владельцев страховых компаний. Нужно также увеличить частоту и глубину отчётов для понимания того, что происходит на рынке.
Сергей СИМОНИТИ, президент Экспертного Совета при Агентстве по регулированию страховой деятельности, Словения.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»